последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

30 ноября 2001 г.
№ 103, Тусовка

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«ЭХ, ДОРОЖКА ФРОНТОВАЯ...»

Фото В. СУРОДИНА.   Сдьбы фронтовиков Михаила Степановича Маклакова и Петра Григорьевича Коковина во многом схожи. Оба были мобилизованы на войну из родного села Черное (где они живут и по сей день), встретили День Победы в поверженной столице Германии. Оба военные версты, освобождая Украину, Белоруссию, Польшу, отмеряли не пешком, а за баранкой машин. Как и еще два десятка оставшихся сегодня в живых ветеранов войны, их земляков. Только Михаил Степанович – в составе первого Украинского фронта под командованием маршала И. Конева, а Петр Григорьевич – у К. Рокоссовского.

   Превозя солдат, грузы, боеприпасы на горьковских «газиках», они еще не знали, что на их малой родине, в Миассе, с конвейера только что построенного автомобильного завода стали сходить первые грузовики. Не слышали заверений тогдашнего директора Г. Хламова: «Начиная серийный выпуск уральских автомобилей, мы добьемся ежемесячного перевыполнения государственного плана, помогая героям Красной Армии приблизить час победы над немецко-фашистскими захватчиками».

   Вконце 1944 года взамен сгоревшего «ГАЗ-2», сержант Михаил Маклаков получил новую машину – привет от земляков. Деревянная кабина, такие же подножки и брызговики, упрощенной формы гнутые крылья, платформа с одним откидным бортом, с одной (левой) фарой, двойными стеклами, брезентовой крышей. Стартеров прадедушки «Уралов» еще не имели, заводились с помощью рычага. Машина расходовала 36 л бензина, больше напоминавшего керосин, на 100 км пути.

   Кнечно, первым военным «захарам», как прозвали их фронтовики, было еще очень далеко до американских «студебеккеров», которые нашим водителям дали в конце войны, после того, как «ЗИСы» отправили в капитальный ремонт на немецкие заводы. И все же...

   — Машина была добрая, надежная, — вспоминает Михаил Степанович. — Не раз мы из окружения выходили, попадали под бомбежки, под артиллерийский обстрел. Мы-то выскакивали из кабины и прятались в укрытие, а машинам доставалось, колеса не раз пробивало осколками снарядов. Чинили сами как могли – и снова в путь.

   Тк же оценивает «ЗИС-5В» и Петр Григорьевич, который водил машину до того, как ушел в разведроту. И у Михаила Маклакова, и у Петра Коковина множество боевых наград – ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией», за взятие городов и т. д. Не счесть и юбилейных.

   Фонтовые водители не изменили своей профессии и после того как вернулись домой. Шоферили в той же автобазе № 37 «Сельхозтранс», которая обслуживала близлежащие совхозы и колхозы и где работали до войны. Опять же сели на «ЗИСы». И колесили по дорогам до 1959 года, когда автобазу ликвидировали, водителей пересадили на пассажирские автобусы.

   Птр Григорьевич Коковин в прошлом году овдовел. Когда-то он был первым гармонистом на селе. Ни один праздник без него не обходился. А у его жены Пелагеи Павловны был звонкий голос, она знала много частушек. У них три взрослых сына, две внучки. Скоро бывшему фронтовому шоферу исполнится 90 лет.

   — Да я одета-то по будничному, зачем меня фотографировать? — отнекивалась Елена Александровна.

   — В Чечню нас отправляют воевать, — шутил муж.

   Влюбви и согласии Михаил Степанович с женой прожили 54 года. Вырастили троих сыновей. Сейчас у них семь внуков, шесть правнуков.

   


ПОКРОВСКАЯ.



назад

Яндекс.Метрика