свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
КультМассКультМасс
КультМасс 2007 год № 14
КультМасс

100-летний миасский долгожитель

   Кренная тургоячанка – Анна Степановна Самойлова-Лузина родилась в Ильин День (2 августа) 1907 года. Правда в паспорте долгожительницы поставлена дата по старому стилю, то есть 20 июля, а вот день рождения она празднует 7 августа, в день своего крещения.

   Итория поселка Тургояк неразрывно связана с историей жизни и деятельности представителей деревенских династий Мурдасовых, Самойловых, Лузиных… - активных участников важнейших событий прошлого. Многие из них внесли значительный вклад в развитие самобытной культуры, ремесел, строительного дела и потому оставили о себе добрую память. Каждый житель поселка Тургояк многогранен и неисчерпаем. Теперь еще в поселковой истории появился СТОЛЕТНИЙ ДОЛГОЖИТЕЛЬ.

   Кренная тургоячанка – Анна Степановна Самойлова – Лузина родилась в Ильин День (2 августа) 1907 года. Правда в паспорте долгожительницы поставлена дата по старому стилю, то есть 20 июля, а вот день рождения она празднует 7 августа, в день своего крещения. Заботливые племянницы Татьяна Андреевна Крылова и Нина Андреевна Мясникова трижды пекут праздничные пироги, на что Анна Степановна не обижается. Появилась на свет баба Нюра вне срока. Мама ее, Феодосия Ивановна, помогала родственникам сено метать и по просьбе отца своего забралась на стог, с которого и упала. Везли Феодосию Ивановну от «Широкого Лога» через старый мост не растрясая, а после «вынули» новорожденную из чрева матери на чудо живой и невредимой. По этому случаю, Анна Степановна рассуждает так: «Я не рожденная, а вытащенная. Бог – то не знает, поди, что я на свет появилась, вот и не приходит за мной»…

   Мкробиотов («макрос» - большой, длинный; «БИОС» - жизнь), или попросту долгожителей на Земле не много. И попасть в список жизнеустойчивых созданий практически не возможно. С этим качеством – долголетием - надо родиться. В геронтологии (наука о старении) нет практических советов о том, как прожить долго и счастливо. Покров тайны о старении человека настолько не проницаем, что любому ученому (известных истории цивилизаций) стремящемуся отдалить приход старости до сих пор не явилось чудо созерцания таковой формулы ни во сне, ни на Яву.

   Онако все поддается анализу. Увлекшись темой, я решила сравнить жизнь нашего юбиляра и всех известных мировой печати случаев долголетия людей. Что удивило, то и порадовало. Долгожители отличаются особенной стрессовой устойчивостью. Много трудятся на свежем воздухе, добры и общительны, предпочитают средствам цивилизации (телеприемник, радио) рассудительную личную философию, усердно молятся и постятся. Долгожители аполитичны. Да и зачем ломать копья там, где царям работать полагается.

   Впитании ограничений нет, только важную роль играет то, что продукты питания они выращивают сами и все продукты экологически чистые, как говорится «без консервантов». Долгожители не совершают долгих поездок, не покидают на длительное время собственный дом. Увлекаются логическим размышлением, тренируя память, предпочитают ходьбу пешком, выращивают животных, охотно поют, пьют родниковую воду.

   Еть особенные долгожители – это россияне. Жизнь наших долгожителей не входит в стандарт мировой когорты макробиотов. Жизненный путь российского долгожителя щедро снабжен лишениями и натугой. Поэтому к «рецепту долголетия» иностранцев, добавим российскую перчинку: пережить все исторические потрясения и личной судьбы испытания помогает стойкость духа, оптимизм, забота о близких и друзьях, общительность. В российских условиях, более жизнестойкими являются те люди, чьи матери во время беременности переживали стрессовые ситуации: войны, катаклизмы, голод, физическое унижение. Иначе говоря, плод изначально находящийся между жизнью и смертью, приобретает в наследство некий механизм, который включается при негативном стечении обстоятельств. В последствии, этот механизм удваивает потенциальные возможности человека жить долго и счастливо.

   Устарости есть преимущества. Иногда человек невольно копирует старость. К примеру, «молодости» выгодно что-то «не слышать, не видеть, не понимать». К старости человек лишается амбициозности, принимает мир таким, каким его задумал Господь и наслаждается миром без личной на то предубежденности.

   Анна Степановна Лузина обладает «вострой» памятью. Совсем не делает критических замечаний, словно по книге читает свою жизнь и по долгу сидит у окна. В душе у нее есть обида …на Бога: «Почему к родным меня не положит? Жить уже стыдно».

   Солетняя женщина тщательно вспоминает события своей жизни. В ее рассказе не мало интересных фактов, по которым восстанавливается историческое прошлое поселка Тургояк.

   «Отец моего отца рассказывал, когда еще не было озера, была только лужица, согнали много людей, уж они то и построили часовню на горе, там и молились. Уже потом большую церковь построили. Потом порушили. Кирпичи от церкви свозили за Инышку, а мусор всякий – обломки кирпичей и другое, на дорогу скидывали. Дорогу строили из этого мусора. Сыро было. Болото. У нас во дворе вообще было не пройти от воды. Так я две подводы к себе завезла».

   «Две лошади у нас было, овцы, коровы, гуси. Я с малолетства изробленная. Мне только семь исполнилось, помогала отцу смолокурничать, дрова заготавливать. Он из лесу кругляк привезет, а потом колет на дрова. Я складываю в поленницу. Постарше стала на золоте работала. Руду мыли. На тачках возили. Там и надсадилась. На войну мужа моего Федора Ивановича Лузина забрали, так пришел деверь и сказал, вставай на место мужа в Лузинскую бригаду. Хозяйство вела».

   «Брат оженился. Ребенка ждали. Народу в избе прибыло. Решили меня замуж отдать. Я тогда молоденькая была. Пришли сватать за Гришку Лыкосова. А свекровь моя узнала, и говорит Федору, мол, смотри какая девчонка, и коса какая, давай женись. Пришла ко мне свекровь и говорит, давай пойдем к нам, в семью. Я ей говорю, у меня нет приданного к вам идти, а она сказала, нам не приданное твое надо, а ты сама. Так я и вышла замуж в 16 лет. Федора Ивановича на войне убили под Старой Росой в 1942 году. Его когда на войну забрали я за ним поехала. Взяла все мясное, по вкуснее. Приезжаю в Златоуст, а они там все голодные. Я его покормила колбасой, он хоть маленько порозовел. Другой солдат кошурки от колбасы подбирал за ним. Я ему ломоть отрезала, а сама думаю какие они вояки, голодные. Больше его не видела. Уже потом мне один солдат рассказывал, что под Старой Росой сильно плохое место было. Убитые как снопы в суслонах лежали. В военкомате мне сказали, что никто из их части не выжил»…

   Жнщина много и охотно рассказывает. Всё тщательно записано на диктофон и о том, как занимались хозяйством, каких животных выращивали, что кушали и пили, как революция пришла в поселок, как одевались, кого любили, кого нет, большая история получилась. Всем кому интересны суждения человека прожившего сто лет, предлагаю диск с записью.

   Анна Степановна! С днем рождения! Ангелу – злат венец, а Вам – доброго здоровья!!!

   Ттьяна Корнилова



назад


Яндекс.Метрика