свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 32 Уральский автомобиль Четверг, 25 марта 2004 г.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА — ИМИДЖ ЗАВОДА, УСПЕХ БИЗНЕСА

   ВНижнем Новгороде прошёл семинар-совещание, в котором приняли участие представители дирекции холдинга «РусПромАвто» и руководители кадровых служб входящих в него предприятий. Наш завод представляли директор по персоналу, социальным программам и информационным технологиям Сергей ФЁДОРОВ и его заместитель Владимир Скребков, которых мы попросили поделиться впечатлениями от поездки в город на Волге.

   — Сергей Александрович, такое совещание — это, конечно же, очень важное событие для дивизиона «Большегрузные автомобили» и конкретно для нашего завода. Что больше всего привлекло ваше внимание?

   — Считаю, что управление нашего холдинга приняло верное решение — проводить целевые совещания по самым разным направлениям. Первое состоялось в Москве — по информационным технологиям. А второе — по персоналу и социальным программам на базе Горьковского автозавода, который так же, как и ОАО «АЗ «Урал», входит в состав холдинга «РусПромАвто». Это флагман российского автомобилестроения, имеющий более чем 70-летнюю историю. Поэтому нам было интересно посмотреть, что же нового за последнее время произошло на этом автогиганте.

   Впервый день состоялась конференция, в программу которой было включено немало интересных выступлений. Самый значимый момент — это то, что были чётко определены задачи служб персонала, до сведения участников доведены требования инвестора к нашему бизнесу. Они были обозначены в выступлении директора по персоналу компании «Базовый элемент» Дмитрия Вовка.

   Уастников конференции приветствовал директор по персоналу ОАО «Рус-ПромАвто» Эристан Векилов. Он акцентировал наше внимание на том, что сегодня является главным в деятельности как холдинга «РусПромАвто», так и входящих в него бизнесов. На мой взгляд, заслуживал внимания и довольно продолжительный доклад заместителя генерального директора — директора по персоналу и социальным вопросам ОАО «ГАЗ» Александры Строганковой. Она рассказала об истории развития завода, поделилась наработками в социальной сфере и вопросах, касающихся работы с персоналом — с учётом рыночных условий и специфики такого огромного предприятия, каким является Горьковский автозавод. Там сегодня работает более 60 тысяч человек. Мы с Владимиром Александровичем всё внимательно выслушали и пришли к выводу, что наши предприятия во многих направлениях работают параллельно, с поправкой на то, что у них масштаб втрое больше.

   Чм поразили

   коллеги по бизнесу

   — Вам, как я поняла, была предоставлена возможность не только выслушать сообщения коллег, но и ближе познакомиться с социальной политикой, которая характерна сегодня для Горьковского автогиганта. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

   — Социальная политика на Горьковском автозаводе во многом схожа с нашей. Так же сохраняется система шефства над садиками, школами. Горьковчане располагают своим профлицеем, техникумом, вузом, учебным центром. Причём, есть даже статья расходов на эти цели.

   Грдость завода — учебный центр.

   Вто время как мы сегодня вынуждены арендовать помещение для своего учебного центра у ЮУрГУ, на ГАЗе — это отдельное здание, где осуществляется приём и оформление кадров, проводится инструктаж по технике безопасности, обучение и профориентация. Здесь же — внушительный даже по масштабам страны музей, где новичка знакомят с традициями предприятия, его историей.

   Лцей, над которым шефствует Горьковский автозавод, во всех отношениях образцово-показательный. Наверняка многие родители хотели бы, чтобы их дети учились в таком учебном заведении. Великолепная библиотека, богатая картинная галерея. Класс литературы оформлен в соответствии с Пушкинской тематикой. Здесь действительно хранятся подлинные старинные вещи, пистолеты, книги с графическими рисунками, выполненными рукой поэта. Даже родственники нашего классика, побывавшие здесь на экскурсии, как нам рассказывали, отметили особую пушкинскую ауру. И ни на одной двери мы не увидели замков. Не закрывается и картинная галерея, включая дорогостоящие подлинники. Есть и класс биологии, где обитают зверьки. И везде царят вежливость, чистота, порядок.

   — Это и вправду интересно. А могли бы вы сравнить систему работы с персоналом на двух предприятиях?

   — В вопросах приёма, подготовки кадров, продвижения по службе, карьерного роста отличий почти нет. Правда, стоит внимательнее присмотреться к формированию корпоративной культуры у наших партнёров. Там это направление имеет приоритетное значение. В заводской структуре есть даже управление корпоративной культуры, и что для нас уж совсем экзотика — ещё и бюро патриотического воспитания. Есть чему поучиться. Те полезные знакомства с руководителями служб персонала, которые мы на семинаре-совещании приобрели, надеюсь, послужат нашему дальнейшему сотрудничеству в этой сфере, окажутся полезными.

   Итересным нам показалось и внедрение системы «Тойота Продакшн системс», направленной на повышение качества, безопасности труда, эффективности производства. Процесс осуществляется при содействии японской фирмы «Йомо». Фирма работает по договору, заключённому с председателем совета директоров компании «Базовый элемент» Олегом Дерипаской.

   Ввод, который мы сделали после экскурсии на главный конвейер, где идёт сборка «газелей», — не так уж много средств требуется, чтобы всё сделать не просто хорошо, но на европейском уровне. Численность работающих горьковчане сократили, зато подняли зарплату. Условия в соответствии с научной организацией труда: скамеечки, пандусы, простор. Прекрасная наглядная агитация. Удобная и красивая фирменная одежда. Предусмотрены места для отдыха и приёма пищи. Но и труд очень интенсивный. Чёткий ритм, ни одного лишнего движения. Причём, бросается в глаза разница между новым и старым конвейерами, где идёт сборка автомобиля «Волга».

   Впринципе, это не наше открытие. Такое же впечатление осталось и у первого заместителя генерального директора ОАО «АЗ «Урал» Виктора Кадылкина и директора автосборочного производства Станислава Пеньковского, не так давно там побывавших. Опыт наших коллег по бизнесу для нас ценен. Генеральный директор нашего завода Виктор Корман дал соответствующее поручение, и мы теперь этим вопросом усиленно занимаемся.

   Оыт каждого —

   достояние всех

   — У наших партнёров по бизнесу с берегов Волги действительно есть чему поучиться. Но наверняка было чем удивить слушателей и другим участникам семинара.

   — Программа конференции преду-сматривала презентацию кадровых служб дивизионов и управляющей компании.

   Ябы особо выделил доклад менеджера по персоналу ОАО «РусПромАвто» Надежды Скорняковой, познакомившей участников с общекорпоративным проектом «Оценка эффективности работы и развития сотрудников». Привлекло внимание и выступление заместителя директора по персоналу двух ярославских заводов — ОАО «ЯЗТА» и ОАО «ЯЗДА», входящих в дивизион «Топливоподающие системы», Валерия Данилова.

   Нт границ для творчества

   М пришли к выводу, что во всех продвинутых отечественных фирмах, я уж не говорю про Европу, направление работы с персоналом, связанное с мотивацией, находится в ведении кадровой службы, но никак не экономической, как на нашем предприятии. Согласитесь, невозможно руководить персоналом, не имея в руках ни фонда, ни тарифов, ни ставок. А приходится решать массу вопросов, связанных с соревнованием, нормированием, зарплатой и так далее. По этой причине они решаются медленнее, чем хотелось бы.

   Вобще, каждый завод имеет накопленный опыт в каком-то направлении и готов им поделиться. Те же ярославцы, к примеру, сильны в вопросах мотивации, нормирования, тарификации. Мы на конференции делились опытом внедрения интегрированной системы управления предприятием (БААН). У нас есть модуль управления персоналом, который внедряет фирма «ЛАНИТ» вместе с нашими сотрудниками. Надеемся завершить этот процесс до конца года. И здесь автомобильный завод «Урал» будет идти на шаг впереди других заводов.

   Нсомненно, полезным был своеобразный тренинг, в ходе которого участники выделили сильные и слабые стороны в работе с персоналом на предприятиях РПА. На основе высказанных идей и предложений разрабатываются программы, подлежащие реализации на всех заводах холдинга «РусПромАвто».

   — Владимир Александрович, чем по-вашему интересен этот замысел?

   — Совместные проекты я считаю очень удачной идеей. Примечательно, что к их разработке в основном привлечены специалисты Уральского и Горьковского автозаводов. У нас с этим предприятием действительно много общего, похожие системы работы с персоналом, отличающиеся лишь объёмом той информации, с которой приходится работать. Если на нашем предприятии и ощущается недостаток какого-то ресурса, то это проблема временная.

   М готовы познакомить наших партнёров по бизнесу с системой движения персонала. Наша цель — показать, как на заводе решаются вопросы мотивации и стимулирования персонала, его развития и обучения, формирования и подготовки руководящих кадров, трудовой дисциплины, а также создания и внедрения автоматизированной системы управления. Тема «Обмен лучшими практиками» поручена Александре Строганковой и мне. Тему обучения разрабатывают начальник отдела профессиональной подготовки персонала нашего завода Павел Яковлев и директор учебного центра ОАО «ГАЗ» Сергей Барановский. Информационными технологиями заинтересуют коллег Сергей Фёдоров и представитель Горьковского автозавода Владимир Куприянов.

   Иу них, и у нас немало и других ценных наработок. У горьковчан, например, в традиции конкурс на лучшего молодого изобретателя, а мы провели научно-техническую конференцию для молодых специалистов, склонных к техническому творчеству. Они предусмотрели премию «Лучшему студенту». Мы материально мотивируем обучение наших студентов — вечерников и заочников — за счёт принятых на заводе социальных программ. У них в качестве морального поощрения введено звание «Заслуженный работник завода», мы награждаем наиболее отличившихся кадровиков званием «Ветеран УралАЗа». На нашем заводе решено создать «Золотой фонд», за счёт которого предполагается премировать удостоенных этого звания и особо отличившихся завод-

   чан. Фамилии лучших специалистов решено заносить в заводскую Книгу почёта. Возможно, будут предусмотрены и значки. Может быть, есть смысл и ввести звание заслуженного работника ОАО «АЗ «Урал». Примечательна и наша традиция проведения праздников перед началом учебного года, где мы вручаем премии и награды лучшим учащимся подшефных учебных заведений, их родителям, учителям.

   ВРоссии, кажется, только три завода занимаются дуальной подготовкой кадров. Среди них и наш завод. В чём это конкретно проявляется? Учащиеся профлицея N№ 38, где идёт подготовка кадров для ОАО «АЗ «Урал», обучаются на завод-ском оборудовании, проходят у нас практику. Та же система существует на ГАЗе. Если сегодня мы оставим лицей без поддержки, то и сами окажемся в проигрыше: нам самим просто не осилить подготовку специалистов по востребованным на производстве техническим специальностям.

   Седства, по сути, требуются далеко не запредельные. Они расходуются на оплату труда мастеров из фонда заработной платы, да и ребята на практике зарабатывают. Затраты окупаются за счёт производимой ими на заводе продукции.

   Оин из плюсов семинара-совещания: полезные знакомства с руководителями служб персонала, которые мы там приобрели, надеюсь, послужат нашему дальнейшему сотрудничеству в этой сфере, окажутся полезными.

   А вообще, как отметили и организаторы, и участники семинара-совещания, наш завод считается одним из лучших в РПА по работе с персоналом, которая сама по себе разнообразна, обширна и многопланова. И потенциал для её совершенствования немалый. В конечном счёте, всё это способствует повышению имиджа предприятия, успеху бизнеса.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика