свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 23 (8787) Уральский автомобиль Четверг, 10 июня 2010 г.

«Бог это и есть свобода»

   Придя в церковь Богоявления для этой беседы, я стал свидетелем такой сцены. Молодой мужчина стоял и курил на крыльце у самых дверей в храм. В это время собирались люди для крещения и перед входом в храм крестились и кланялись. Этот молодой человек стоял прямо перед ними с сигаретой и абсолютно не понимал, что делает что-то не так. Потом он и сам вошел в храм. Оказалось, что он пришел на крещение с ребенком. У меня сразу возник вопрос. Зачем он пришел в церковь, если относится к ней так легкомысленно? Почему люди, которые сами еще очень далеки от веры, приводят на крещение своих детей? А сами даже не понимают, где находятся и как надо себя вести… С этого вопроса и я начал наш разговор с протоиереем Игорем, настоятелем храма Богоявления.

   — Многие не понимают, в чем суть посещения храма. И если разобраться, то это понимание приходит уже в процессе. Иногда через десятилетия, после того, как человек впервые приходит в храм. Каждый раз он открывает для себя что-то новое. Познание Бога бесконечно. Сегодня он пришел в церковь и не понимает, что курить на крыльце нельзя. Придя в другой раз, если будет ходить, поймет и то, как нужно себя вести в храме, что здесь не место для курения. А потом поймет, что и вообще растрачивать Богом данное здоровье не стоит…

   — Он не похож на человека, который придет еще раз. На мой взгляд.

   — Возможно. Мы не можем этого знать. Иоанн Златоуст говорит, что нужно сеять. Ведь мы не можем заранее знать, какое зерно взойдет, а какое нет. Какое птицы склюют, а какое прорастет. Все равно нужно сеять. Мы принимаем в храме всех и не выбираем, кто достоин, а кто нет. Если мы людей в этом оттолкнем, кто им еще поможет? Нельзя сразу требовать чего-то большого. Мы можем сказать любому: ты сначала сам в храм ходи, а потом ребенка крестить приводи. Но он ведь и сам ходить не будет и ребенка не приведет. Мы не знаем, на кого какое слово как подействует.

   — Невольно возникло в мыслях сравнение. Сегодня немало в мире религиозных сект. Они, как правило, очень жестко контролируют своих адептов, участников. Отличаются строгими правилами и требованиями. Подчиняют себе человека духовно и материально. А русская православная церковь в этом отношении дает людям полную свободу выбора…

   — Бог это и есть свобода. Бог создал человека, чтобы он свободным был. И человек должен выбирать Бога свободно, без всякого принуждения. Иначе вера превращается в механизм навязывания.

   — Отец Игорь, недавно вы освящали свой храм. Что это означает?

   — Это было малое священническое освящение. После которого мы можем начать богослужения в главном зале. А после того, как все будет закончено, будет большое освящение.

   — Что вам необходимо еще сделать?

   — Нам нужно еще докупить некоторую утварь: светильники – они очень дорогие, подсвечники, несколько икон. Насчет росписи будем еще думать, это очень большие средства, и если будет вопрос затягиваться, то ждать не будем, будем освящать великим чином. Сейчас остались нерешенными до конца и некоторые бытовые вопросы, например, один из самых важных — канализация, она до сих пор не подведена. Дальше будем воскресную школу достраивать, пекарню…

   — У вас при храме работает воскресная школа. Много в нее ходит детишек?

   — Немного, хотелось бы побольше. Примерно около двадцати всего. На Новый год приходит до сорока, дарим им подарки.

   — А сколько детей вы готовы были бы принять сегодня?

   — На этом этапе могли бы, наверное, в два раза больше. Мы должны над этим работать, чтобы людям это было интересно. Возможно, здесь пока есть наша недоработка.

   Дти сюда приходят не за школьными знаниями – это дело наживное. Основное – общение с себе подобными. С раннего возраста дети должны понимать, что человек верующий – это не тот, кто обречен на одиночество.

   — Давно обсуждается вопрос о религиозном обучении в общеобразовательной школе. Он то вызывает бурные дискуссии, то утихает. Церковь как бы идет к школе, но очень маленькими шажочками. Где-нибудь уже вошло в практику религиозное обучение? Может быть, в нашем городе?

   — В школе на Заречье, точно знаю, ведутся занятия уже лет шесть. Там верующий директор, и по договоренности с храмом на Заречье организованы занятия.

   — Но, в итоге это должно в какую-то систему вылиться? Пока все зависит от чьей-то частной инициативы.

   — Инициатива — это хорошо. Она лучше, чем, если по указке сверху обяжут вести занятия человека, которому это будет неинтересно, и он отнесется к этому без души.

   — Но тут еще вопрос в другом — что преподавать? В Миассе, например, много мусульман. У школьников должен быть выбор, какую религию изучать?

   — Да, здесь свободу нарушать нельзя. Наверное, надо смотреть, сколько людей из традиционных религиозных конфессий учатся в этой школе и проживают на этой территории. Брать эти религии за основу и давать школьникам право самим решать, что именно изучать. Главное, чтобы не было тоталитарных сект.

   — Вы лично в чем видите цель таких занятий? Дети должны стать верующими?

   — Они просто должны знать основы религии и уважать верующих. Чтобы не было неведения. Они должны решать сами обращаться им в веру или нет. Насильно нельзя верующими сделать, но дать информацию, чтобы они ее знали – полезно. Возможно, эти знания пригодятся человеку только тогда, когда ему будет уже сорок лет или шестьдесят.

   — Накануне мартовских выборов в муниципальные органы власти, в машгородке затевалось строительство храма. Но много было споров о месте этого строительства, даже организовывалось интернет-голосование. Самые разные звучали мнения, вплоть до таких, что эту церковь строят сектанты. Что вам известно об этом?

   — Действительно намерение заложить храм звучало. Но я мало осведомлен о подробностях этого строительства. Вообще, в машгородке необходимо храм строить, верующим людям нужно куда-то ходить. Хорошо бы выбрать подходящее место, которое всех устроит, обязательно согласовать все с местными священниками и строить совместными усилиями.

   — Отец Игорь, а для церкви есть разница, что стоит за тем или иным пожертвованием? Вот захотел, например, депутат добавить себе предвыборных очков и инициирует строительство храма – благое дело, но похоже на расчет.

   — Были когда-то священники, которые могли сказать, что не примут пожертвование, потому что ты добыл эти деньги нечестно. Но это были такие святые люди, что могли так сказать. Я не знаю, кто сегодня возьмет на себя ответственность сказать, что ты плохой. Может, человек раньше что-то неправильно делал, а потом покаялся. Хочет через пожертвование загладить свои грехи. Кто знает? Ну, разве что если будут нести пожертвования от действующего какого-нибудь притона...

   — Человек, который считает себя верующим, должен ходить в храм?

   — Обязательно. Причем очень часто себя нужно именно заставлять. Не тогда я иду в храм, когда у меня настроение есть, а тогда, когда хотел футбол посмотреть, а заставил себя в храм пойти. Вот это более ценно. Иисус же говорил, что Царство Божие силою берется. Кто сам с собой борется, силы прилагает, тот туда и входит.

   Подолжение следует. Далее в нашей беседе о том, за кого можно  молиться, о чудесах и подаяниях.

   


Александр Бовыкин

   



назад


Яндекс.Метрика