свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Право выбора

Мама <Единоросика>

   Н северной окраине Миасса в скромной квартире, из окон которой видны поросшие лесом склоны Ильменского хребта, со старенькой мамой, дочерью и ее двухмесячным сынишкой живет удивительная женщина. Внешне - ну прямо знойная испанская красавица Кармен. А душевным складом больше похожа на скромницу Золушку. Не случайно она так любит эту сказку Шарля Перро, когда-то сама исполняла в ней главную роль, а сейчас ставит спектакль по собственному либретто с ребятами в школьном театральном кружке. На Золушку она похожа, потому что работает много и с удовольствием. Но так и не разбогатела, несмотря на трудолюбие, талант и красоту.

   Торчество ей приходится совмещать с работой в миасской школе №9, где Елена Алексеевна ведет уроки музыки и небольшой театральный кружок. На стихи остается ночь. Чтобы не мешать домашним, она плотно занавешивает двери в гостиную, которая одновременно служит ей и спальней, и кабинетом. И даже по клавиатуре компьютера старается не стучать - пишет от руки. Если стихи рождаются быстро (как она говорит, на раз), Елена Алексеевна называет их наразками - поэтическими набросками. Но обычно над стихами она очень тщательно работает: черновики, в роли которых выступают обычные общие тетрадки, щедро исчерканы в поисках точного слова.

   Кгда она ощутила в себе поэтический дар? Сочинять стихи, говорит, начала в четыре года. Но еще раньше удивляла родных своей безудержной фантазией. Идет по лесу - и ну представлять: там щеберячки, там летающие разноцветные медвежата. А то вообразит, что в руках у нее букет зайчиков.

   Ктати сказать, родилась Елена в Златоусте, подарившем России несколько достаточно известных поэтических имен - Константин Скворцов, Светлана Соложенкина, Михаил Львов. Природа, видимо, здесь такая, особая субстанция в воздухе разлита, раз столько поэтов выросло в среднем, по российском меркам, городе.

   Павда, за перо Елена взялась не сразу. Точнее, первым за перо взялся ее отец. Он начал записывать стишки, которые Лена напевала своим детям - Александру и Олюшке:

   О, глазок открылся,

   О, другой открылся,

   Ртик улыбнулся,

   Уки маму ждут.

   Ко у нас проснулся,

   Ко тут потянулся,

   Чи сегодня ножки

   Втанут и пойдут?

   - Вообще, - считает Елена Алексеевна, - меня дети вынудили заняться сочинительством. Когда сын рос, купить азбуку моего любимого Маршака было невозможно. Поэтому первую азбуку для сына я написала сама: <О - как твой открытый рот, если громко он поет>. Так мы с ним сразу букву О выучили. Потом: <Посмотри-ка, буква И - словно молния вдали. Если И нам машет шляпкой, И становится И краткой>. Азбук восемь я сочинила. Есть <Вкусная азбука>, где мы едим все на А,Б,В и другие буквы. Есть азбука по профессиям, есть иностранная, музыкальная:

   Оа как-то подсчитала, что ее поэтический архив (в том числе в электронном виде) насчитывает полторы тысячи стихов. Елена Алексеевна называет их придумками. У нее весь компьютер стихами забит, это и азбуки, и задачки, и игры, и упражнения. Все это словесное богатство, очень доброе и нужное ребенку, осваивающему мир через речь, можно и нужно издавать. Но: Нет у нашей поэтической Золушки богатого дяденьки, который бы помог ей материально. Солидные издательства не горят желанием выпускать книги ее стихов: Елена Раннева известным брендом покуда не стала. На раскрутку, или как теперь продвинутые люди говорят, промоушен, нужны средства, которых у учителя музыки нет. В школе она получает смешную зарплату - 3000 рублей. Методичку <Музыкальные минутки> издала в долг, сама ее и распространяет, ищет каких-то спонсоров.

   Пэтому Елена Алексеевна буквально как подарок судьбы расценила предложение издавать детский журнал.

   - Я еще два года назад мечтала о журнале, - признается она. - Когда позвонила Наталья Макарова, я чуть дара речи не лишилась. Сидела у телефона и думала: неужели в жизни так бывает?

   - А почему вам хотелось издавать журнал?

   - Потому что в нашей области не было журнала для дошкольников и младших школьников. А ведь он очень нужен: добрый, теплый и познавательный, чтобы ребята знали, кто живет рядом с ними в городе и области. Я уже говорила неодно-кратно: наши дети существуют не в реальном, а в виртуальном мире, где герои - покемоны и прочие вымышленные персонажи. Как они уже надоели! Надо на землю спускаться. Полюбить ее, обнять своими ручками нашу планету, наш уголок земли, наш Урал. Дети ведь очень мало знают о крае, в котором живут. Краеведы стараются, но им сложно преподносить знания в доступной для малышей форме.

   23 декабря 2006 года Елена Раннева будет помнить всегда: в этот день у нее родился внук и вышел из печати первый номер журнала <Единоросик>. Но если с именем для младенца проблем не было (его нарекли Владимиром), то название журнала стало для политически озабоченных граждан и средств массовой информации таким же раздражающим фактором, как красная тряпка для быка. Даже не подержав журнал в руках и зная о его содержании лишь с чужих слов, в тридцать пятом пересказе, некоторые телевизионщики, газетчики и авторы интернет-изданий принялись наперебой состязаться в остроумии. Посвященные <Единоросику> репортажи прошли по всем федеральным, региональным и местным телеканалам.

   - Елена Алексеевна, вы себя знаменитой почувствовали?

   - Нет, почувствовала только, что времени стало меньше.

   - А как отреагировали в школе? Что сказали?

   - Среди педагогов, конечно, разговоры были. И родители подходили, и многие коллеги: зачем ты пошла в политику? Я отвечала: я - поэт, служу Музе, и никуда я не ходила. А <Единоросиком> журнал назвала, потому что представила его в образе медвежонка. Честно говоря, даже не предполагала, какую это вызовет реакцию! Мы уже один альманах издавали для первоклассников Златоустовского округа, который назывался <Пегасиком>. Да и у меня книжка выходила с похожим названием - <Скакарик>.

   - А была какая-то политическая сверхзадача перед вами поставлена?

   - Да нет, конечно. Мне сказали: это должен быть детский журнал - веселый, юмористический. Простой литературный журнал.

   - В марте должен выйти второй номер. Расскажите по секрету, о чем он?

   - В нем будет книжка-малышка <Любуюсь, город, я тобой> с рассказом об истории Челябинска. Я придумала забавный трамвайчик с рожками, которому надоело ездить все время по одному маршруту. Он решил сойти с рельсов и посмотреть Челябинск - <Сказ об Урале>, аллею Славы и другие достопримечательности. Как обычно, в журнале будут рисунки замечательной челябинской художницы Анны Галиулиной. Мне ее рисунки очень нравятся - дети у нее живые, они в движении, все их шалости и проделки налицо.

   - А вы описания детских шалостей и проказ черпаете из наблюдений над своими детьми?

   - Отовсюду буквально. Что-нибудь ребенок сказал - я уже запомнила. Или записала, у меня целая тетрадка на работе лежит. Дети иногда такое придумают! Спрашиваешь, например, на уроке про скрипичный ключ, а они называют его кирпичным.

   - Работа над журналом много времени отнимает?

   - Когда я загораюсь, для меня нет понятия много-мало. Могу работать до пяти часов утра и не чувствовать времени вообще: день ли, ночь ли. Спать не хочется. И мне себя не жалко.

   

   Пэтам всегда жилось не просто. А в наше прагматичное время - тем более. Но как бы <улица корчилась, безъязыкая>, как скучно и грустно жили бы мы на этом свете, не будь в нем людей с <букетами зайчиков>! Права завуч школы, в которой работает Елена Алексеевна Раннева, когда говорит, обращаясь к ребятам: <Рядом с вами живой поэт, потрогайте ее, пока она здесь!>

   Оьга Айзенберг



назад


Яндекс.Метрика