свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Прогрессивный бухгалтер
  № 2 Прогрессивный бухгалтер февраль 2005 г. Прогрессивный бухгалтер

ГОРОСКОП БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА-2005

   Пришедший год несет сюрпризы

   Кк всегда под Новый год появилась целая гирлянда предложений от различных министерств и ведомств, а иногда и просто от отдельных чиновников или политиков о том, как улучшить жизнь рядового столичного бухгалтера. И, заметьте, никто не сказал упростить. Зачастую под предлогом упрощения все только усложняется.

   Дя начала немного о главном. Несколько шокирующих заявлений подготовил для бухгалтеров Комитет по бюджету и налогам Государственной думы. Озвучил их депутат Сергей Штогрин.

   Дпутаты приготовили и несколько сюрпризов. В частности, НДС фирмы возмещают незаконно, бедные недовольны, что они платят НДФЛ по той же ставке, что и более состоятельные граждане. С соцналогом тоже все негладко: получается, что он не единый, а платежки приходится по каждому фонду печатать. Словом, ужас, но народные избранники знают пути к спасению.

   Чобы не мучиться с вычетами по НДС, их предлагается элементарно отменить, превратив этот налог в подобие налога с продаж. То есть взиматься он будет один раз – при реализации товаров конечному потребителю. С НДФЛ тоже нет ничего сложного и хорошего. Депутаты хотят ввести еще одну ставку – 20 процентов для высоких доходов и начислять НДФЛ только с сумм, превышающих прожиточный минимум. Правда, такие нововведения похоронят так хорошо разрекламированную самую низкую ставку налога в Европе.

   Еиный социальный налог тоже хотят упростить. А сделать это можно, исключив из него пенсионные взносы. С 2002 года ради того же упрощения социальные платежи объединили, но теперь, похоже, другие веяния.

   Онако эта позиция депутатов крайне спорная. Ряд чиновников, в частности в Минфине, считают, что не надо отменять вычеты по НДС. Нужно просто ввести спецсчета. Правда, бухгалтеры давно поняли, что хрен редьки не слаще. Впрочем, НДС-счета – более реальное нововведение. Об их применении говорят уже больше года, предлагают самые разные концепции, но пока с мертвой точки дело не сдвинулось.

   Чо касается России, то нашему процветанию помимо отсутствия НДС-счетов мешает статья 40 Налогового кодекса, из-за которой нельзя доначислить налоги тем, кто на 20 процентов снижает цены. Благодаря этому алкогольные компании уходят от акцизов, а другие фирмы могут платить большую часть средств тем регионам, что потом предоставляют им субсидии. Поэтому сейчас в Минфине думают о том, как статью 40 Налогового кодекса изменить (уменьшив 20-процентный предел), выдачу субсидий ужесточить, а все внутренние офшоры отменить. В общем, сделать все, чтобы бизнесмены убежали в зарубежные офшоры, а регионы остались без денег, но с защищенными правами.

   Революция?

   Пмимо прочего чиновники сильно обеспокоены распределением доходов между бюджетами, поэтому хотят все взять и поделить. Взять предлагается НДФЛ, который пока зачисляется по месту работы, и поделить его по регионам жительства сотрудников. Эту идею высказывал президент, а теперь ее подхватывают многие. У чиновников все выглядит очень просто: с персонала собираются заявления о том, кто и где живет (именно живет, а не прописан, поскольку на последних местный бюджет денег не тратит), а бухгалтеру остается только распределить налог и правильно его перечислить. То, что ему еще нужно узнать реквизиты счетов, следить, как бы работники не переехали, сводить суммы из десятка платежек, объяснять все расхождения налоговикам и т. д., законодатели позабыли.

   О налоге на прибыль и сближении учетов

   Крен Оганян по-прежнему обещает бухгалтерам светлое будущее, то есть сблизить два учета. Правда, сам он и является автором налогового и о сближении учетов заговорил чуть ли не после появления своего детища. И сейчас г-н Оганян говорит о том же. Помимо этого он обещает бухгалтерам принять так необходимые поправки в главу 25, о которых говорится уже больше года. Плюс ко всему г-н Оганян прогнозирует фирмам в наступившем году введение МСФО. Его г-н Оганян в общем и целом одобряет для консолидированной отчетности, но не для индивидуальной отчетности компаний.

   Онако в целом к введению МСФО главный человек в стране по прибыли относится отрицательно, потому как «это будет дополнительная нагрузка на предприятия». А посему, успокоил Оганян, «в ближайшее время этого не будет, и предприятия будут сдавать индивидуальную отчетность по российским стандартам».

   Онако вернемся к нашему вопросу. Различия между бухгалтерским и налоговым учетом возникают уже на уровне первичной учетной документации. Проблемы вызывает порядок формирования стоимости учетных объектов и момент признания расходов. При этом чиновники заговорили просто о парадоксальном выходе из сложившейся ситуации – вернуться к расчету налогов на основании исключительно бухгалтерского учета, как было раньше, никак невозможно. Ведь в этом случае нагрузка на бухгалтерский аппарат вырастет в разы по сравнению с тем, что есть сейчас. Поэтому специалисты утверждают, что такой вариант перехода к одному учету не подходит. И остается сближать налоговый учет с бухгалтерским.

   Пправки в главу 25 Налогового кодекса, которые предлагают чиновники, затрагивают учет неотделимых улучшений арендованного имущества, отдельные моменты реорганизации предприятий, порядок уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями и еще много всего. Изменения по аренде предусматривают, что амортизировать неотделимые улучшения арендованного имущества должен арендодатель, а у арендатора они относятся единовременно к вычету при соблюдении ряда ограничений и условий. С реорганизацией все еще хуже, ведь это головная боль налоговиков – отсутствие в действующем законодательстве порядка определения стоимости имущества, вносимого в уставный капитал принимающей стороны. То есть некий порядок, конечно, есть, прописанный в методичке: имущество должно учитываться по стоимости, отраженной в налоговом учете передающей стороны. Но свое мнение налоговики хотят закрепить законодательно.

   Немного о простом

   Н в Минфине, ни в ФНС, ни в правительстве, ни в Минэкономразвития не прекращается работа по подготовке изменений в главу 26.2 Налогового кодекса, то есть в главу про упрощенку.

   В-первых, чиновники уже несколько раз вносили изменения в эту главу. Если не учитывать техническую правку, то к наиболее важным изменениям можно отнести то, что фирмы, которые в качестве налоговой базы выбрали доходы, уменьшенные на расходы, теперь могут списывать стоимость закупленных товаров. Второе изменение – плательщики ЕНВД могут применять упрощенку. Правда, только по тем видам деятельности, которые на ЕНВД не переведены. Помимо этого планируется изменить книгу учета доходов и расходов, а также декларацию.

   Коме того, чиновники хотят подправить еще несколько положений кодекса. В частности, фирмы, которые утратили право на упрощенку, смогут вернуться к этой системе. Ведь сейчас, если компания нарушила требования кодекса, она утрачивает право на применение упрощенной системы. Подать новое заявление она может не раньше чем через один календарный год.

   Ткже планируется подробно прописать в кодексе процедуру возврата к традиционной системе налогообложения в случае, если в уставном капитале компании доля участия других фирм превышает 25 процентов. На сегодняшний день существует только положение, но нет механизма его применения.

   Пречисленные изменения будут претворены в жизнь в ближайшее время, скорее всего в первой половине 2005 года. И, в общем-то, они не очень серьезные. Однако в головах чиновников зреют и более грандиозные планы.

   Каеугольных вопросов два: могут ли упрощенцы платить НДС и поднимать ли планку дохода, ограничивающую право перехода на упрощенную систему налогообложения? Что касается первого вопроса, то тут существует два пути. По одному из них пошли европейские страны. Эта концепция состоит в том, что в сумму единого налога закладывается определенный процент НДС. Потом покупатели смогут зачесть налог. Он, конечно, будет меньше, чем общая ставка налога, но тем не менее это лучше, чем ничего.

   Ворой путь – российский – придумали в Минфине и ФНС. Он заключается в том, что фирма при переходе на упрощенку будет сама решать, платить или не платить НДС. Причем если компания или предприниматель захочет уплачивать налог, то делать это придется по общим правилам.

   Ввопросе изменения критериев перехода на упрощенную систему вариантов гораздо больше. Чиновники никак не могут определиться, по какому сценарию готовить изменения. Аналитики из финансовых ведомств заявляют, что изменения должны быть минимальными. Максимум, что допускают налоговики, – поднять планку дохода предприятий, имеющих право на УСН, с 15 до 18 миллионов рублей. Пользы от этого увеличения в ФНС, признаться, не видят: по их данным, средняя выручка малой фирмы или предпринимателя составляет пять-шесть миллионов рублей в год.

   Педставители Минэкономразвития придерживаются прямо противоположной позиции. Они считают, что и 15, и 25 миллионов рублей – это мизерные суммы и малый бизнес давно уже перерос эти пределы. К тому же чиновники из этого министерства хотят, чтобы упрощенкой могли воспользоваться и средние предприятия. Поэтому если повышать планку, то сразу до 100 миллионов рублей. Однако на сегодняшний день ведомства к единой позиции не пришли. Так что ждать подобных изменений в ближайшее время не стоит.

   Ометим, что есть и не очень положительные предложения по реформированию упрощенной системы налогообложения. Министерство финансов хочет ввести для упрощенцев новые ограничения. Согласно предложенным поправкам, если организация или предприниматель заключает агентские договоры, договоры поручения или комиссии, она не сможет работать по упрощенке. Но это правило совершенно не соответствует целям главы 26.2 кодекса, которая призвана упростить налогообложение для фирм с небольшими оборотами и индивидуальным предпринима-телям. Ведь подавляющее большинство торговых предприятий, применяющих упрощенку, используют посреднические договоры. Пока трудно предположить, как минфиновцы смогут доказать целесообразность таких поправок. Чиновники заявили, что многие малые предприятия и предприниматели представляют интересы крупных корпораций. Поскольку комиссионное вознаграждение сравнительно невелико, фирмы подпадают под упрощенку. В то время как обороты компании, на которую они работают, довольно большие. Сотрудники Минфина почему-то узрели в таких операциях «серую» схему.

   И, наконец, НДС

   НС – один из самых сложных налогов. И сейчас бухгалтеров тревожит несколько вопросов. Прежде всего, переход на торговлю со странами СНГ по принципу страны назначения. При экспорте продукции в такие страны с 2005 года начала применяться нулевая ставка НДС. Проблему составляет Белоруссия. В отношении товаров, поставляемых туда, нулевая ставка заработает, когда будет ратифицировано межправительственное соглашение. А когда это произойдет – пока неизвестно.

   Сожность еще и в том, что подтверждать право на такую ставку нужно по межправительственному соглашению. В нем же будет прописан порядок представления декларации налогоплательщиком для уплаты налога при ввозе в страну назначения и для подтверждения нулевой ставки при вывозе. Для этого от плательщика потребуется специальное заявление. Налоговая инспекция принимающей стороны должна будет проставить на нем пометку об уплате налога, этим документом экспортер и будет подтверждать свое право на применение нулевой ставки.

   Сйчас налоговики готовят соответствующие изменения в декларацию по НДС и разрабатывают отдельную декларацию на ввоз товаров. А чтобы налогоплательщики не запутались в новом порядке, для них подготовят специальную методичку.



назад


Яндекс.Метрика