свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2003 года

А. ЗОБНИНА. "БЛАГОТВОРЕНИЕ ЖЕ И ОБЩЕНИЕ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ"

   Хрошей традицией становятся съезды старообрядческой молодежи, которые ежегодно проводятся в Казанско-Вятской, Уральской, Новосибирской и других епархиях. Эти встречи помогают решить самую, пожалуй, острую проблему современной верующей молодежи – недостаток общения со сверстниками-единоверцами. Об этом и шла речь на втором съезде старообрядческой молодежи Новосибирской епархии, проходившем 24–29 августа в городе Томске. Участвовали в нем не только представители сибирских приходов, но и гости из центральной России, из Казахстана и даже из далекой Австралии.

   Оициальная часть съезда – выступления делегатов, обсуждение докладов – проходила в понедельник, 26 августа. Основной вопрос, который обсуждался на съезде – воспитание и образование старообрядческой молодежи. Чтец Иван Ошин из Казани рассказал о своем опыте преподавания в воскресной школе: как важно живое, неформальное общение преподавателя и учащихся, которые «самостоятельно» постигают азы Православия. На переменах дети играют в традиционные русские игры. По субботам желающие ночуют при храме, общаются друг с другом. Летом – христианский лагерь «Тихий плес», который существует с 1997 года. Воспитанники не только учатся и играют, но и занимаются в кружках, работают на огороде, помогают в реставрации храма.

   Большое внимание уделяют воспитанию подрастающего поколения и в Ржеве, откуда приехала Елена Бушманова. От имени настоятеля своего прихода, отца Евгения Чунина, она зачитала доклад о молодежных проблемах, их особенностях, а также рассказала о работе летнего лагеря «Ржевская обитель» и воскресной школы.

   Осуждался также вопрос необходимости светского образования для старообрядческой молодежи. Мнения высказывались разные – и за, и против. Большинство присутствовавших согласилось с тем, что научные знания могут принести и пользу, и вред, все зависит от того, как человек будет ими пользоваться.

   Оразованный человек может принести гораздо больше пользы Церкви и обществу. Достаточно вспомнить имена Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого – великих святителей Православия, которые изучали и светские науки.

   Оразованному человеку легче ориентироваться в жизненных ситуациях, он легко может научиться церковной премудрости: пению, чтению и уставу. Было высказано пожелание, чтобы молодые старообрядцы учились дома или в том городе, где есть старообрядческий храм, иначе существует реальная опасность растерять христианские добродетели, раствориться во окружающем нас враждебном антихристианском мире.

   Оень интересным был рассказ гостей из Австралии – Елены и Доменики – о том, как живут старообрядцы в этой далекой стране, как строили они храмы, искали священников, старались остаться русскими, сохранить веру и язык. И это удалось им – девушки хорошо говорят по-русски, хотя приехали на историчесткую родину в первый раз. Не были в России и их родители, которые родились уже за границей. С тревогой отпускали девушек родные, которым пришлось бежать из России от безбожной, жестокой власти. Да и сейчас мало хорошего узнают они о далекой родине – одни трагедии, катастрофы, преступления... Но теплый прием, оказанный австралийкам, рассеял тревоги: «Мы приехали домой», – говорили они.

   Нсыщенной была культурная программа съезда. Гости услышали рассказ об истории томского прихода, сопровождавшийся показом архивных документов, посетили выставку традиционных ремесел.

   Тмскому храму во имя Успения Пресвятой Богородицы в 2003 году исполнится 90 лет. Это единственный в Сибири деревянный старообрядческий храм, уцелевший в советские годы. В настоящее время он является памятником архитектуры, в его реставрации участвуют и городские власти.

   Вхраме сохранились некоторые иконы, написанные к его освящению, состоявшемуся в 1913 году. Образа писались в монастырях, находившихся на севере Томской области, разоренных советской властью. Некоторые насельницы этих обителей жили впоследствии и на Урале. Благодаря им сохранилась старообрядческая община города Миасса, их молитвами возведен и наш новый храм. Сибирские и уральские старообрядцы всегда были тесно связаны, выполняя завет Апостола: «Благотворение же и общение не забывайте».

   Втомском храме хранится плащаница, созданная в тех же монастырях. Написаны красками только лики святых, все остальное – вышито. Повторить такое сейчас, пожалуй, невозможно. Но и сейчас живы древние традиции рукоделия: на выставке традиционных ремесел были представлены бисерные и кожаные лестовки, созданные сибирскими мастерицами, расшитый бисером повойник. Гости могли посмотреть каталог, по которому можно заказать облачения для священства, кафтаны и сарафаны, лестовки и другие предметы православного обихода. Все это делают мастерицы Томска и Новосибирска.

   Кгда-то я видела каталог швейных изделий предприятия «Софрино», на хорошей бумаге, с красивыми фотографиями… Неужели, думала я, подобное производство есть только у новообрядцев? Конечно, почти в каждом нашем приходе шьют облачения, и делают лестовки, но, как правило, только для себя. Теперь появилось организованное производство: в Новосибирске уже принимают заказы, которые будут выполнены с высоким качеством.

   Впоследний день съезда его участники побывали в городском архиве, где проходила выставка по материалам ФСБ «Аз есмь старообрядческий епископ», рассказывающая о старообрядческом духовенстве и мирянах, репрессированных в 1930-ые годы. На столах – тома уголовных дел, на стендах – протоколы допросов, справки, показания подследственных…

   Большая часть документов рассказывает об епископах Амфилохии уральско-оренбургском и Тихоне томско-алтайском. Владыка Амфилохий родился на Урале, служил диаконом при епископе пермском Антонии, а в 1916 году в Томске епископы Антоний пермский, Иосиф иркутский и амурский и Иоасаф томский возвели его в сан архиерея. В начале XX века Томск был центром Томско-Алтайской епархии, а Успенский храм – кафедральным. Долгое время его настоятелем служил отец Трифон, будущий епископ Тихон. В 1933 году он был арестован и приговорен к 7 годам заключения, а в 1937 году осужден на смерть. По рассказу очевидца известно, что его утопили в Амуре вместе с владыкой Амфилохием. Эти люди остались верными Христу и Его Церкви, а в те времена этого было достаточно для ареста и казни. Сейчас мы почитаем их как мучеников, «в земле Российстей за Христову веру пострадавших».

   Весте с епископом Тихоном была арестована его дочь, бывшая активным членом кружка старообрядческой молодежи, который существовал в Томске и переписывалась с молодежью из других приходов. Впоследствии она приняла постриг. Инокиня-схимница Ангеляра, несмотря на свой преклонный возраст, регулярно приходит в храм.

   Дже в те страшные времена старообрядческая молодежь оставалась верной заветам отцов, общалась между собой. Последуем же и мы их примеру, будем не просто съезжаться на молодежные съезды, но и активно в них участвовать, помогать в их организации. Будущее Церкви за молодыми. Осознаем это и будем достойны памяти наших праотцев, несмотря на гонения и страдания, сохранивших православную веру!

   Гсти высказали благодарность настоятелю томского храма протоиерею Геннадию Коробейникову и всем прихожанам, потрудившимся и участвовавшим в организации съезда. Все были рады встрече со своими единоверцами, возможности обсудить общие проблемы, поделиться опытом. Настоящее время благоприятно для духовного возрождения, нет явных гонений. Но мы разобщены, окружены равнодушным к духовным проблемам и вопросам, а зачастую и враждебным миром. Подобные встречи не только укрепляют и поддерживают, но и дают возможность пообщаться с духовно близкими людьми.



назад


Яндекс.Метрика