свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2003 года

КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ. ГЛАВА ПЕРВАЯ. НАЧАЛО КНИГИ СЕЙ И ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОВА СЕГО "АНТИХРИСТ"

   Жвущий во свете непреступном, который есть сияние славы Отчей, Господь наш Исус Христос, Свет Истинный, Который просвещает всякого человека грядущего в мир, как и Сам сказал: «Аз свет в мир приидох» (Ин. 12, 46), «ходите дондеже свет имате, да тма вас не имет. И ходяй во тме не весть камо идет» (Ин. 12, 35). И также «Аз есмь свет миру, ходяй во Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12).

   КСему же Свету Истинному, Живому Богу припадаем, молясь, каждый в себе взывая: «призри и услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мой, да не когда усну в смерть» (Пс. 12, 4). И также: «открый очи мои и разумею чюдеса от закона Твоего. Пути оправданий твоих вразуми мя и настави мя на путь заповедей Твоих» (Пс. 118). И то – путь истинный, сиречь заповеди Божие, по нему же ходили все святые. И то – путь царский, как и Писание говорит: «путем царским ходите, не уклоняющеся ни на десно, ни на шуе» (Втор. 5,32 и 17,11). Ибо много путей неправды, правды же – только один. «Ибо заблуждение различно и многообразно, и бесчинно. Истина же одна; сие сказано не только о догматах, но и о жизни» (Апостол толковый, 80-е зачало). И на тех бесчисленных путях некие заблуждаются разумом, не желая по узкому пути ходить, но, избрав себе различные пути неправды и самовольно ходя по ним, погибают, как говорит Писание: «яко кождо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем» (Иак. 1, 14). Некие же более заблуждаются от неведения и незнания Божественного Писания.

   «Ибо великая стремнина и пропасть глубокая неведение писаний. Оно и ереси породило, оно и растленную жизнь ввело» (Маргарит, 3-е слово о Лазаре). «Неведение писаний виновно всякому злу» (9-е нравоучение на Послание к Колоссянам). «Великое зло не ведать писаний. От сего рождаются бесчисленные беды. От сего произрастает лютый еретический недуг. От сего <происходит> небрежная и неисправленная жизнь» (Альфа и омега, гл. 82; Никон Черногорец, гл. 8). А от растленной и неисправленной жизни бывает совершенное незнание и погибель, как написано: «великое множество <людей> в незнании погибло, ибо не имели мудрости. Источник же, и мать, и корень мудрости – добродетель. А все лукавство от безумия начинается. Потому и сказано: зачало премудрости страх Господень» (Альфа и омега, гл. 19 и 82). Я же думаю, что имею сердце непокорное, гневливое и гордое, и потому не разумею писаний. Как Соломон сказал: «в злохитрую душу не внидет премудрость» (Соборник большой, гл. 39). «Ибо ничего нет столь бессмысленного и безумного, как грех» (Альфа и омега, гл. 14). «Видишь ли, что не ничего бессмысленнее человека, живущего во грехе?» (12-е нравоучение на Евангелие от Матфея). Отсюда научимся, что истинно сказал Христос «творяй злая не приходит к свету» и что нечистая жизнь препятствует высоким догматам, не позволяя явиться пророческому разуму, ибо невозможно сущему в заблуждении жить право. Невероятно, чтобы воспитанный в лукавстве (сиречь, живущий в беззаконии) мог скоро разглядеть высоту догматов, сущую в нас. Но хотящим уловить истину, надо от всех страстей очищаться, ибо освободившийся сих и заблуждения освободится и истину получит (8-я беседа на 1-е Послание к Коринфянам). И везде Господь повелевает творить многую заботу о <чистоте> жизни: «ибо невозможно, чтобы человек живущий право и свободный от всех страстей, когда был забыт <Богом>. Но если и прилучится ему заблуждаться, вскоре Бог его к правде приведет» (24-я беседа на Евангелие от Матфея). Плотской человек, сиречь, тот, кто к нынешним пригвоздился, и живет в тех делах, и лишился духовного действа, может заблудиться везде, где хочет ходить. Слуга же духа, Иным водимый, не может быть всюду властен над своим хотением, будучи под властью оттуда <от Бога> (3-я беседа на 2-е Послание к Коринфянам). Но много ведущих пути в погибель и много учителей неправде, о них же и апостол говорит: «возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть. Яко мнози лжепророцы изыдоша в мир, прельщающе и прельщаеми» (1 Ин. 4, 1 и 2 Тим. 3, 13). О них и Сам Господь рассказывает, научая, как познавать их и беречься их: «внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их» (Мф. 7, 15). Сие, сказанное Господом, непременно принимается в святоотеческих писаниях о еретиках, еще же и о тех, кто, имея растленную жизнь, личину добродетели носит (23-я беседа на Евангелие от Матфея).

   Тх <еретиков> нужно знать каждому из нас, дабы никто паче чаяния не пострадал от них. Ибо весьма процветает греховное нечестие, и небрежение о священном Писании, а более развращение его по своим похотям. Потому и не возможно таковым <еретикам> уразуметь истинную силу Божественного Писания и не заблудить. И о сем надо бы много говорить, но пусть говорит каждому обличение его совести, поскольку днесь нам не о них предстоит дальнейшая беседа. Но общего всех врага и противника Христова, сиречь антихриста, предстоит нам Божественным Писанием показать, сколь вразумит нас Господь по Своей прещедрой милости и откроет нам ум разуметь писания духоносных отцов, священное любомудрие святых апостолов и предсказание о том пророков, которые предсказали прежде тех времен.

   М будем унижены во время пришествия самого того антихриста, хотящего быть уже при самой кончине мира сего. Сказали же <святые отцы> и дела пришествия его: что родится от скверной девицы-еврейки из простого рода, и что во образе человеческом будет, и что царем и богом прозовется и покажется, ибо будет творить чудеса великие и страшные и тем прельстит многих, сколь возможно и избранных. И что в то время пошлет Господь пророков Своих Илию и Еноха ради обращения и утверждения людей, антихристу во обличение и он, схватив, убьет их. И что воцарится на предсказанное время, то есть на три года и шесть месяцев. И что поклонившихся ему запечатлеет своею печатью, имеющею число 666. И что в то время неизреченные скорби будут, каковых не видывали от сотворения мира. И о всем том святые отцы ясно предсказали, предав последующим родам. И тому непременно подобает сбыться во время свое в конце времен.

   Нкие же из нынешних людей, более из покрещеванцев, о всем том иначе мудрствуют, якобы все сие уже сбылось, что и утверждают повсеместно. Думают, что <сие> будет только в духовном смысле, а не в чувственном действе, и так быть утверждают. А доказывают такое свое мудрование священным Писанием. Однако же, хотя и Писанием доказывают, но не бывает истинно такое их доказательство по двум причинам.

   Првая: они приводят в свидетельство такового мнения писание такое (второго или третьего рассуждения или толкования, ибо в святом Писании иногда многоразличное бывает толкование), какое святые отцы переносно или иносказательно сказали. А подлинный смысл, объясненный теми же отцами, оставляют не при чем, закрывая его и попирая тем иносказательным, переносным толкованием.

   Ворая: они для свидетельствования того <мнения> берут откуда-то многие писания (цитаты) не о том сказанные и применяют их к другому смыслу, дабы утвердить свое мудрование. И так не только не утверждается истина, но бывает и великое насилие Божественному Писанию. Сие же бывает не без <вредных> последствий, почему и запрещены дела такие, как написано в книге Кирилловой: «волю нашу утверждаем, дабы <никому> не выбирать слов от Писания, о ином сказанных, и не насиловать их к другому смыслу» (Гл. 37). Еще же чрез такое о сем мудрование бывает не только одно простое насилие, но и великое противоборство и развращение священному Писанию, предсказанию пророческому и евангельскому, преданию святых апостолов и богоносных отцов сказанию. Если же одну йоту или черту от священного Писания развратить, то будет немалая беда душе.

   Ее более опасно приводить множество писаний к иному смыслу, а имеющейся смысл, уже истолкованный святыми отцами, отвергать, как лживый, оставаясь при своем мнении, как при истинном. И посему такое мудрование является корнем и матерью неправды и многому заблуждению. Потому-то и боязно, как бы и в ересь не впасть. Посему нужно и весьма потребно с великою тщательностью объяснять Божественные писания, дабы не только духовно, но и чувственно понимать пришествие антихриста. Пусть же недостает у нас мысленной силы к такому поднятию, сиречь, к историческому показанию, тщательному рассуждению и изъяснению о нем (об антихристе), но начнем повесть в надежде на Отца Небесного, Помогающего и Укрепляющего слово. Но прежде чем преступить к сказанию о самом том антихристе подобает во-первых объяснить слово «антихрист».

   ВПРОС. Что значит сие слово «антихрист»?

   ОВЕТ. Сие значит противника Христа. Сие же слово греческое, сложенное из двух слов, ибо начинается с «анти», что значит «противник», а оканчивается «христ», то есть «помазан». Называется же и «мессиею», но и «мессия» обозначает тоже «помазан», ибо «хрисма» по-гречески, а «меша» по-еврейски. И так оба слова «анти» и «христ», соединившись, становятся «антихрист», сиречь, противник Христу. А сие Божественным Писанием так объясниться может. Святой апостол Павел пишет: «яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник» (2 Сол. 2, 3–4). И святой Ипполит говорит: «супротивник и сын погибели в всем уподобиться хочет Спасу нашему» (Соборник большой, гл. 50). И в синаксаре в Неделю мясопустную говорится о втором пришествии Христовом: «и пред его пришествием придет супротивник Христу». И преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «не к нам придет, но к иудеям; не за Христа, но на Христа. Посему и антихристом называется» (4-я книга, гл. 27). Подобно тому и в прочих святых книгах обретается. Однако, да будет известно, что сие не имя его, но прозвище, соответствующее его сопротивлению <Христу>. Имя же его ниже по порядку скажем.

   Зесь же в начале подобает от святого Писания рассказать, что есть тот антихрист и кем хочет он быть.

   Превод Д. Урушева



назад


Яндекс.Метрика