свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2003 года

КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ. ПРЕДИСЛОВИЕ

Епископ Арсений Уральский   Ивестно да будет хотящему прочитать книгу сию, что если где в ней обретет таковые знаки «» и о тех строках разумей, что они избранны от Божественного Писания. А где сих знаков не обретается, то те строки от нас приложены по смыслу того же Божественного Писания, дабы яснее он открылся.

   Д не весьма осудишь ты дерзость нашу, хотя она сего достойна. Ибо как не быть дерзким тому, кто не имеет богословских и философских глубочайших глаголов, кто не стяжал риторических и грамматических непостыдных словес, и тем более не имеет превысокого богословского разума и духа пророческого? Потому во оправдание полагаем то, что послушание более награды благой, упование же не посрамляет и любовь не кончается (по апостолу <1 Кор. 13, 4-8>). И ею в союз связуемые, взялись мы за повесть сию, исполняя прошение неких христолюбцев, которые усилено и многократно нас о том просили, дабы объяснить понятие об антихристе, ибо ныне многие многообразно о нем мудрствуют. Мы же по прошению тех с надеждою на Отца Небесного, немудрых Умудряющего и младенцев Вразумляющего, дерзнули показать о нем постатейно в восемнадцати главах, придерживаясь в каждой своего порядка.

   Онако не свое устанавливаем или утверждаем, но все, что здесь глаголется, писанием Божественным подтверждаем. То тщательно соблюдали, дабы всё здесь написанное имело основание не на песке ложного какого мнения, но на твердом камне святоотеческих писаний и правого толкования святых отец. Избрали же и положили здесь от различных священных книг, которые во время сие близ нас обрести смогли. Есть же и еще некие книги, которые были бы весьма нужны к сему делу, однако тех книг в настоящее время при нас не обретается. А из-за краткости времени, из-за дальности расстояния не успели их для себя получить, стараясь о скорости сего писания. Впрочем, и в тех книгах не иное какое лежит о сем мудрование, но то же, что и в тех, которые здесь положили. Разве то было бы лучше, дабы яснейшим оказалось оное мудрование и вернейшим свидетельство при многих свидетелях. Однако имеющему ум можно и сими удовлетвориться., ибо «при устех двою или триех свидетелях, говорит Господь, станет всяк глагол» (Мф. 18,16). Здесь же не два и не три свидетеля, но многие, коих, книгу сию прочитав, найдешь.

   Ее же и о сем да будет известно, что на священное Писание имеются разнообразные толкования святых отцов. Так и об антихристе – во многих сочинениях многообразные имеются толкования, сиречь, по чувственному и по таинственному разумению. Впрочем, мы не положили здесь то сказание, что обретается в переносном, иносказательном смысле. Но только то свидетельствуем, что имеет очевидный смысл, явно святыми отцами открытый, ему же и сбыться чувственно подобает непременно в грядущее время. А по таинственному смыслу «тайна уже деется беззакония» (2 Сол. 2,7), как сказал Апостол. И если тогда, во дни апостолов уже делалась тайна беззакония, то сколь более и ныне делается и потом будет делаться! И как мысленно делается по Писанию тайна беззакония об антихристе, так по святоотеческому, явственному толкованию будет содеяно о нем и чувственно, окончив таинственное и чувственное разумение. Таинственное же толкование в священном Писании, прилагаемое к сему, таково: называется Христос Солнцем, Церковь – луною, пророки – горами, апостолы – холмами, святители – звездами, мир – морем, учение – водами или реками и прочее многое, подобное сим. И если приведенных мысленных толкований недостойно отвращаться, то должно и иные многие принимать, как явственно истолкованные святыми отцами. Впрочем, приведенные таинственные слова надлежит и таинственно разуметь, чувственные потребно чувственно рассуждать.

   Ели же кто такой найдется, что все грядущие чувственные действа отвергнет и вменит ни во что, а будет только мысленные и таинственные принимать или мысленными словами скрывать и опровергать чувственные, или от иного писания к другому прибавлять будет, изменяя в чуждый смысл, то такой заблудится и не познает истины. Но будет святому Писанию развратник и Богу противник и по святому Григорию Богослову сонносудец (Соборник большой, Второе слово на Пасху).

   А что сие так, покажем чрез сей малейший пример. Исаиею пророком говорит Господь: «небо Ми есть престол, земля же подножие ногам Моим» (Ис. 66, 1). Другой же пророк говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его» (Пс. 98, 5). Гляди! Земля называется подножием, но земле ли велит другой пророк покланяться? Нет, ибо сие будет неистовством окаянным. Видишь ли, до чего довести может такое разумение, если от иного значения писание взять и к иному принести (как ныне некоторые привыкли поступать)! Таковых же слов и подобных сим множество во священном Писании найдется. Посему не бывает истинно, если и Писанием утверждается, но от одного смысла взято, а другой извращен. Потому и не возможно всюду святое Писание к одному значению приводить. Так же и о выше сказанных разуметь подобает, сиречь, если где говорится о солнце, или луне, или о море, или земле, или о ином чем, то не всегда и не всюду сие разумеется по таинственному смыслу, но разве только изредка, всюду же более по чувственному смыслу. Посему опасно всегда всё относить к духовному толкованию. И о том найдешь пространнее в четвертой главе книги сей.

   Ее же Боголюбию твоему и о том здесь извещаю, внимательный читатель, что если найдешь в книге сей некие неупомянутые ереси или новины, да не соблазнишься, полагая, будто мы нечто от таковых, не завещанных святыми отцами, оправдываем или похваляем. И посему предупредив объявляем, да не будет лжи сей на нас! Ибо то, что святые апостолы и святые отцы передали и утвердили, то же самое и мы тщимся принять и утвердить. А что они, отринув, прокляли, то всё и мы, отринув, проклинаем. С ними же и иное всякое вредное новшество от великого даже до малого, которое будет святоотеческому преданию противно, как мерзости некоей гнушаясь, опровергаем. Написаны же здесь оные новшества не для того, чтобы их оправдать, но дабы показать, что они не суть антихрист и тем более не печать его. О сем покажем и изъясним многими обстоятельствами, и всё сие священным Писанием подтвердим, о чем, прочитав, сам узришь.

   Превод Д. Урушева.



назад


Яндекс.Метрика