свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2-3Октябрь 2004 года

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРМСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ

   Пермская старообрядческая община является одной из старейших в Прикамье. Первые сведения о старообрядцах на р. Егошиха и р. Медведка, которые протекают по территории г. Перми, относятся к времени приезда сюда В. Н. Татищева и В. И. де Геннина в 1722 г., которые находят в дер. Ягошиха большое «старообрядческое общество»1 . Судя по происхождению пермских старообрядческих родов, можно говорить о том, что появление старообрядцев связано с разгромом в 1718-19 гг. Керженецких скитов в Семеновском уезде Нижегородской губернии2 . Десятки тысяч старообрядцев из Керженца устремились в Пермский край. Они становятся первыми рабочими Егошихинского медеплавильного завода образованного в 1723 г., после геологических изысканий В. И. де Геннина в междуречье рек Егошиха, Медведка и Мотовилиха впадающих в р. Кама3 . Дата основания завода является официальной датой основания города Перми. Основу старообрядцев Перми в те годы составляли – беглопоповцы (софонтиевцы)4 .

   С основанием завода и превращением устья р. Егошихи в крупнейшую перевалочную базу по переправке готовой руды в центральные районы России, жизнь старообрядцев изменяется. Постепенно идет отказ от сельского хозяйства и аграрного образа жизни, начинается формирование городского старообрядчества. Трудолюбие и умеренность во всем, кроме служения Богу, быстро привело многих старообрядцев к заслуженному достатку. Заводское начальство в лице В. И. де Геннина смотрело на старообрядчество сквозь пальцы и за небольшую мзду (несколько тысяч рублей ежегодно) старообрядческие общины могли вполне привольно существовать около заводов, строить молельные дома и регулярно проводить церковные службы5 . Жалобы на де Геннина консистории ни приводили к изменению ситуации, властям было выгоднее не замечать развитие старообрядчества, чем сорится с богатыми заводчиками, приказчиками у которых были старообрядцы, и старообрядческими купцами6 . Жизнь старообрядцев в егошихинском заводском поселке была похожа на жизнь в других заводских поселках.

   Первым председателем старообрядческой общины егошихинского поселка являлся купец Стефан Никифорович Адищев, который в 30-ые гг. XVIII в. в одном из своих домов организовал молельный дом. Наследовал богоугодное дело зять С. Н. Адищева Василий Гаврилов, который прошел путь от крепостного крестьянина графа Воронцова до купца 2 гильдии г. Перми7 . Численность старообрядческой общины по сведениям И. П. Фалька в 1772 г. составила 76 человек8 . Столь не большое число сторонников старой веры объясняется тем, что в перепись попали только те, кто мог платить двойной оклад, другие же скрыли свое вероисповедание.

   Скупые архивные сведения донесли нам фамилии старообрядцев егошихинского поселка: Быков, Ушаков, Шалаевский, Соколов, Серебреников, Снигирев, Панфилов, Магин, Адищев и Гаврилов (позднее Соловьев), почти все они были основателями крупных купеческих фамилий г. Перми9 .

   В 1781 г. Егошихинский поселок становится губернским городом – Пермь. К этому времени на территории города действовали одна молельня Адищева-Гаврилова (в 1786 г. разобрана по ветхости) и часовня купца 2 гильдии Харитона Прокопьевича Быкова, при которой им же была построен дом для беглых священников10 . Заслугой Харитона Прокопьевича является приглашение на Егошиху «исправленного» священника из Грузии, имя священника, к сожалению, не сохранилось. После смерти С. Н. Адищева, председателем общины стал мещанин Федор Ушаков, старообрядцы его уважительно называли «капитаном»11 . После закрытия молельни Адищева-Гаврилова, одной часовни Х. П. Быкова для растущей старообрядческой общины не хватает, и пермские старообрядцы принимают решение построить еще одну часовню, землю под постройку предоставил купец Егор Соколов, он же был и основным дарителем. В 1813 г. часовня была построена12 .

   С самого начала основания губернского города Перми, старообрядцы принимали активное участие в жизни городского общества. В первой общей думе (1787–1789 гг.) из 7 ее членов двое были старообрядцами – это Терентий Прокопьевич Быков (купец 2 гильдии) и Кондратий Петрович Соколов (купец 3 гильдии), эта пропорция сохранилась и во второй думе13 . Конец восемнадцатого века стал для пермского старообрядчества временем расцвета, они активно участвуют в жизни города, занимают высокие общественные должности. Так два старообрядческих купца 3 гильдии: К. Суслов и К. П. Соколов занимали пост бургомистра14 . В России бургомистром назывался глава городского самоуправления. Тот факт, что К. Суслов и К. П. Соколов занимали этот высокий пост, свидетельствует об их авторитете среди пермских предпринимателей. Брачные связи укрепляли старообрядческие фамилии и концентрировали купеческий капитал, так, например, произошло с объединением купеческого капитала Адищевых и Гавриловых, Панфиловых и Снигиревых15 .

   Причиной расцвета старообрядчества в Прикамье в кон. XVIII в. и активизация их в жизни городского общества, стала политика пермского наместника Евгения Петровича Кашкина (1781–1788 гг.), который предложил идею «увещания старообрядцев примером», а не полицейскими методами16 . Старообрядцам официально разрешили занимать общественные должности, чем они и воспользовались17 . Видя, что расцвет старообрядчества ведет только к пользе города, подобную политику продолжали другие губернаторы и городские головы, вплоть до губернатора Г. К. Селастенника (1831–1837 гг.).

   Деньги для старообрядческого купечества были не самоцелью, а всего лишь естественным результатом тяжелого труда. В старообрядчестве труд освящен, так как он единственное, что противостоит лености, в состоянии которой человек и совершает большинство грехов. При этом богатство осуждается, поэтому богатство староверов побуждало их к благотворительности и молитве, не секрет, что почти все старообрядческие промышленники соревновались не в богатстве, а в благочестии. И если в протестантизме на богатых смотрели с уважением и завистью, то в старообрядческой среде с жалостью. Богатство воспринималось как тяжкий крест, который необходимо нести, т.е. если в протестантизме богатство это дар, то в старообрядчестве испытание. Пермские купцы стремились, как можно больше пользы принести своим трудом и деньгами старообрядческой общине и родному городу. Кроме строительства часовен и молельных домов, купеческие семьи Быковых и Соколовых принимали активное участие в организации народного училища в г. Перми.

   С приходом XIX в. жизнь пермского старообрядчества резко меняется. Это связано с усилением гонений на старообрядчество, многим купцам приходится уезжать из Перми в менее крупные города. Особо усилились гонения в 30-ые гг. XIX в., инициатором их выступил сам император Николай I. В связи с тем, что по официальным данным на территории Пермской губернии проживало 131 тысяча старообрядцев (и это только «записных»), на Пермскую губернию и г. Пермь было обращено особое внимание. В 1828 г. образуется пермская миссия по борьбе со старообрядчеством, сюда посылаются лучшие миссионеры господствующей церкви (о. Илия, о. Палладий, о. Иоанн и т.д.)18 . В это же время вместо умеренного епископа Мелетия, на пермскую кафедру назначается епископ Аркадий, занимающий весьма жесткую позицию по отношению к старообрядчеству19 . Главным успехом миссии и деятельности епископа (а вскоре архиепископа) Аркадия стало быстрое развитие единоверческой церкви. Первый единоверческий приход был создан в старом старообрядческом центре - г. Екатеринбурге в 1803 г.20 При этом, все попытки организовать приход в г. Перми, встречали активное сопротивление старообрядческого купечества. Старообрядческое общество во главе с мещанином Федором Ушаковым, мещанином Иваном Трапезниковым, купцом 2 гильдии Егором Соколовым и купцом 1 гильдии Никитой Крыловым, выдерживало давление властей, общества и господствующей церкви. Устраивая общественные споры с миссионерами, Федор Ушаков доказывал неканоничность единоверия, не оставлял ни малейшего шанса на развитие единоверия в Перми. Но как это часто бывало в истории старообрядчества, Господь приготовил для своей Церкви новое испытание. В 20-е гг. XIX вв. скончался защитник веры Христовой Федор Ушаков. Председателем общины становится купец 1 гильдии Н. К. Крылов, высокое положения в обществе защищало его от нападок со стороны властей, в 1827 г. он организует в своем доме молельню. Кроме нее на территории города продолжала действовать (к сожалению, не регулярно) часовня купца Соколова.

   Миссионеры решают сосредоточить особое внимание на пермской общине, о. Илия, весьма опытный миссионер, проводит беседы с о. Григорием Матвеевым, старообрядческим священником, который окормлял пермскую общину с 1826 г. Под воздействием доводов, обещаний будущих благ и угроз, в 1833 г. о. Григорий переходит в единоверие21 . Акт перехода был широко освещен в прессе, обряд присоединения провел сам епископ Аркадий. Это был страшный удар для многих старообрядческих общин пермского края, в том числе и для пермской. С переходом о. Григория в единоверие на территории огромной Пермской губернии осталось 7 старообрядческих священников

   (4 из них в Екатеринбурге), все они находились под надзором полиции и им запрещалось перемещаться по территории губернии и принимать старообрядцев из других населенных пунктов, кроме тех к которым они были приписаны22 . Впервые за историю существования, пермская старообрядческая община осталась без священника, это привело к началу религиозного блуждания внутри общины.

   Следующим ударом стал указ Николая I 1835 года о предъявлении всеми купцами и фабрикантами удостоверений, что они принадлежат к синодальной церкви, в противном случае они лишались гильдейских прав, а сыновья их немедленно забирались в солдаты на 25 лет23 . Большая часть пермского купечества переходит в единоверие, другая часть переезжает в Екатеринбург. Руководитель пермской общины Н. К. Крылов так же переходит в единоверие, это приводит к расколу пермской общины. Меньшая часть общины продолжает держаться заветов святых отцов и отказывается от лицемерного единоверия, большая влилась в ряды единоверцев.

   В 1835 г. пермские миссионеры праздновали победу – наконец удалось сломить пермских старообрядцев и организовать единоверческий приход в г. Перми, под место молений была отведена бывшая старообрядческая часовня купцов Соколовых (так же перешедших в единоверие)24 . Благодаря усилиям властей с 1828 по 1851 гг. в Пермской губернии в единоверие перешли более 80 тыс. старообрядцев плюс еще ок. 28 тыс.* перешло к новообрядческой церкви, т.е. 3/4 «записных» старообрядцев перешли к господствующей церкви25 .

   Здесь, стоит оговориться, что переход к единоверию для многих старообрядцев был вынужденным шагом, и как только появилась возможность присоединиться к старообрядческой церкви не боясь гонений со стороны властей, начался массовый исход из единоверческой церкви26 . В ГАПО имеется несколько десятков дел о переходе из «православия» (или единоверия) в старообрядчество, как отдельных лиц, так и целых селений27 .

   С 1835 г. пермская старообрядческая община существенно уменьшилась, у нее были отобраны все молельные дома и часовни, с этого трагичного для общины года и вплоть до 1907 г. старообрядцы г. Перми вынуждены были молиться в частных домах, а на крупные праздники уезжать в деревни в окрестностях Перми – дер. Русская и дер. Мехрякова, где существовали более крупные старообрядческие общества и имелись молельные дома28 . К концу XIX в. в Перми насчитывалось около 188 старообрядцев и в отличие от переписи Фалька, можно считать это число достаточно достоверным, удар нанесенный николаевским режимом был для пермской общины сокрушительным29 .

   Несмотря на столь жесткое отношение к общине со стороны городских властей старообрядческое купечество г. Перми, продолжало благотворительную деятельность и в XIX в. Н. К. Крылов построил и организовал на свои деньги в 1866 г. первую городскую богадельню30 , по смерти Крылова заботу об этом учреждении взял на себя другой старообрядческий купец

   Е. П. Пермяков, который построил дополнительный корпус, прачечную и баню31 . Как подрядчик Никита Кондратьевич Крылов построил: Александровскую больницу (1827–1833 гг.), Всесвятскую церковь на Егошихинском кладбище (1826–1837 гг.), а так как государственное и муниципальное финансирование сильно запаздывало, оба этих здания необходимых городу, Никита Кондратьевич строил большей частью на свои деньги32 . Жители города высоко оценили труды Крылова и Пермякова, оба они были почетными жителями города Перми и часто выдвигались на различные общественные должности33 .

   В список старообрядческих купцов-благотворителей послуживших г. Перми, но забытых современниками, можно внести всех оставшихся старообрядческих купцов, а их было не мало.

   Нельзя обойти вниманием реакцию пермской общины на сообщение о появлении у старообрядчества в 1846 г. собственной трехчинной иерархии, возглавляемой Митрополитом Амвросием. Несмотря на миссионерские козни, пермская община признала иерархию, как истинную, это привело к организации пермской общины Русской древлеправославной церкви приемлющей белокриницкую иерархию.

   Вплоть до 1905 г. пермская старообрядческая община была под жестким контролем со стороны властей, что не позволяло ни открыть собственное молитвенное сооружение, ни пригласить священника. Тяжелое положение пермских старообрядцев продолжалось вплоть до 1905–06 гг., когда Николай II принял три законодательных акта, уравнивавших в правах (хоть и не во всех) старообрядцев с другими жителями империи. Это указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», манифест 17 октября 1905 г., и указ от 17 октября 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих общин». Впервые старообрядцы могли не боясь исповедовать веру отцов.

   Именно 1906 г. стал отправной точкой для всплеска пермской старообрядческой общины. Многие купцы, вынужденные перейти в единоверие в XIX в., стали обратно возвращаться к вере отцов. Пермскую старообрядческую общину в те годы возглавлял деятельный купец второй гильдии Ефим Петрович Пермяков. Он испрашивает у города соизволение на строительства старообрядческой церкви, разрешение быстро было получено. К концу 1906 года церковь была построена и освящена епископом Антонием в честь Успения Пресвятой Богородицы на улице Камышловской (ныне ул .Крисанова) , рядом с церковью был выкуплен дом для проживания священника34 . За улицей Дальней (современное название – Хохрякова) – крайней улицей города – на правом берегу р. Данилиха была выделена земля под старообрядческое кладбище г. Перми. В это же время в Пермь был переведен протоиерей Василий Рукавицын, до этого служивший в церкви поселка при Юго-Кнауфском заводе35 . Старообрядческая община быстро превращается крупное религиозное сообщество Перми. Численность общины того времени, судя по метрической книге, около 300 человек36 .

   Пермская община почти полностью поменяла свой состав, в нее вошли выходцы с заводов и призаводских деревень Пермской губернии (ок.30%), которые переехали в город в конце XIX в., много было выходцев из Вятской губернии (ок.25%)37 .

   После 1917 г. старообрядческая община г. Перми продолжала функционировать, хотя многие ее представители ушли из Перми вместе с Колчаком. Советская власть не трогала общину до 1922 г., когда у общины было отобрано здание церкви и изъята часть церковного имущества, но община не исчезла. Она продолжает существовать, под молельный дом был переоборудован дом Пьянкова на углу улиц Оханской и Торговой38 . Священником окормлявшим пермскую общину в 20-ые гг. XX в. был о. Дий Волков39 . В 1926 г. были изъяты оставшиеся церковные ценности, церковь была закрыта, есть сведения об аресте в этом же году о. Дия. С этого времени начинаются новый этап страданий пермской общины. В 1930-ые гг. – время наибольших гонений на старообрядчество со стороны властей – община собиралась по разным домам в городе, единого места сбора не было. После открытия в 1943 г. в г. Верещагино старообрядческой церкви, пермские старообрядцы начинают ездить в Верещагино, а позднее в дер. Агеевка. Иногда собирался целый вагон старообрядцев, отправляющихся на воскресную литургию со станции Пермь II в г. Верещагино и дер. Агеевку. С 1960-70-ых годов Пермская старообрядческая община собирается в Перми в нескольких домах у «знающих» людей, чаще всего такими оказывались уставщики. Во время постов в Пермь тайно приезжает о. Иоанн из г. Верещагино, для принятия крещения, исповеди и причащения.

   В кон.1970-ых гг. община покупает маленький дом в м/р Запруд г. Перми по ул. Колыбалова, который был переоборудован под моления, но почти сразу после покупки стало понятно что дом слишком мал для растущей старообрядческой общины. Тогда в 1986 г. в м/р Южный г. Перми был куплен новый более просторный дом, переоборудованный под церковь. В этом же году была зарегистрированная пермская община Русской Православной Старообрядческой церкви. Церковь была освещена во имя Верховных Апостолов Петра и Павла. В те годы окормляли пермскую общину два священника о. Георгий из г. Саратова и о. Георгий из г. Омутнинска. В 1996 г. на Пермский приход был назначен о. Никола Татауров, который и до сего дня служит в храме святых Верховных Апостолов Петра и Павла. В 2000 г. было освящено место под кафедральный собор Уральской епархии РПСЦ в г. Перми в м/р Южный. Сейчас ведется строительство храма. Мы все уповаем на Бога, что скоро пермская старообрядческая община сможет молиться в новом храме.

   С Божьей помощью и дальше будет жить и молиться Пермская старообрядческая община РПСЦ.

   Жизнь общины продолжается…

   В. Мингалев

   

    1 Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола так называемого «старообрядчество». СПб. 1863, с.25; Древнее православие на Пермской земле (краткий исторический очерк) //Похвала Святителю Стефану пермскому (к шестидесятилетию его преставления) 1396-1996. Москва-Пермь. 1996, с.19-20.

    2 Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные. На востоке России в XVIII-XIX вв. Екатеринбург. 2000, с.17; ГАПО 111, оп.1, д.1686.

    3 о. Палладий 1863 с.25.

    4 Покровский, Зольникова 2000 с.17-18.

    5 Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск. Наука. 1974, с.67-68.

    6 Покровский 1974 с.68.

    7 о.Палладий 1863 с.25.

    8 Нечаев М.Г. Религиозная жизнь губернского города (XVIII – нач. XIX века) //Религия в истории города Перми (до 1917 г.). Материалы исторических слушаний. Пермь 2003, с.36.

    9 о. Палладий 1863 с.26.

    10 о. Палладий 1863 с.27.

    11 о. Палладий 1863 с.26-27.

    12 о. Палладий 1863 с.27.

    13 ГАПО ф.512 оп.1 д.21 л.3-6; Дмитриев 1889 с.75-76; Андреева Н.В. К вопросу о формировании пермской городской думы в конце 80-90-ых гг. XVIII в. //Предпринимательство Прикамья: история и современность. Пермь 2002, с.18-20.

    14 о. Паллалий 1863 с.28.

    15 о. Палладий 1863 с.26; ГАПО ф.111, оп.1, д.1686 л.41.

    16 Покровский 1974 с.365-376.

    17 Покровский 1974 с.368-370.

    18 о. Палладий 1863 с.58-59; Материалы по истории Пермской миссии //Пермские епархиальные ведомости. 1877. №15. (отдел неофициальный), с.133-141.

    19 Верхоланцев В.С. Город Пермь его прошлое и настоящее. Краткий историко-статистический очерк. Пермь. 2002. 264 с. (репринт с издания 1913 г.), с.40-42; Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул. 1999, с.168-169.

    20 Материалы… 1877, №15, с.134.

    21 Материалы по истории Пермской миссии //Пермские епархиальные ведомости. 1877. №18, с.172-173; о. Григорий (Матвеев). Письмо-прошение на прием в православную церковь на правилах единоверия //Пермская епархиальные ведомости. 1877. №18, с.171-173.

    22 Материалы … 1877 №15 с.134-137.

    23 Мельников 1999 с.176.

    24 Материалы…, 1877, №15, с.140; Спешилова Е. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917 гг. Пермь. 1999, с.351.

    25 Материалы … 1877 с.140; Палладий 1863 с.83.

    26 ГАПО ф.95 оп.1 д.6 л.3-6, 10(об)-14, 27; ГАПО ф.36. оп.3. д.322.

    27 ГАПО ф.36 оп.3. д.322, 324-334, 352; ф.36 оп.2. д.24-26, 28-31.

    28 Палладий 1863 с.28-29; ГАПО ф.95 оп.1 д.6 л.24(об).

    29 Нечаев 2003 с.35.

    30 Спешилова 1999 с.395-396.

    31 Пермь торговая 2002 с.73.

    32 Вяткин В.В. К истории межконфессиональных отношений в Прикамье //Религия в истории города Перми (до 1917 г.). Материалы исторических слушаний. Пермь 2003, с.15; Спешилова 1999 с.351, 398-399.

    33 Гладышев В. Не только грехи замаливать. Как император Николай Первый строил в Перми //Звезда. Пермь. № 36 (1157) от 06.09.2002; Пермь торговая 2002 с.73.

    34 ГАПО ф.35. оп.1. д.327. л.97.

    35 Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви – белокриницкого согласия) //Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург. 2000. 181 с. - http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter4/text.html

    36 ГАПО ф.37. оп.6. д.877.

    37 ГАПО ф.37. оп.6. д.877.

    38 ГАПО ф.115. оп.1. д.97. л.151(об)-152.

    39 ГАПО ф.115. оп.1. д.97. л.151(об)-152.



назад


микрохирургия глаза иркутск официальный сайт цены косметология
ациклические кровянистые выделения
Информационный портал ihodl.com