свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 5Октябрь 2003 года

СТАРУХИН. ДВА ПИСЬМА Ф. Е. МЕЛЬНИКОВА

   Вгосударственном архиве Новосибирской области, в одном из дел фонда «Руководителя Новониколаевской общины старообрядческой церкви» купца К. А. Полякова хранятся два письма Ф. Е. Мельникова1.

   Ия Федора Ефимовича Мельникова хорошо известно как в старообрядческой, так и исследовательской среде, тем не менее, многие факты его биографии становятся известными только в самое последнее время. Особый интерес представляет «сибирский период» жизни прославленного апологета, к которому нам уже приходилось обращаться2. Напомним, что Федор Ефимович неоднократно посещал «сибирские пределы». Здесь оставили заметный след его публичные диспуты с миссионерами официальной «православной церкви» на Алтае в 1902, 1903 и 1906 гг. Мельникову принадлежит едва ли не единственное дошедшее до нас описание истории томских белокриницких старообрядческих скитов, сделанное в 1917 г. Но, пожалуй, самыми яркими и насыщенными для Федора Ефимовича явились несколько лет вынужденного пребывания в Сибири в 1918-1920-е гг. Как известно, Мельников перебирается из Москвы в Барнаул, скрываясь от большевистских преследований, к концу 1918 г. Именно в Сибири Федор Ефимович в достаточно полной мере продолжил свою не только церковную, но и общественно-политическую деятельность «священного долга государственного строительства», начатого им в свое время с кругом единомышленников3. При его активном участии с декабря 1918 г. в Барнауле начинает выходить журнал «Сибирский старообрядец». Решение об издании журнала было принято на очередном съезде Томско-Алтайской епархии. Своей целью журнал ставил служение возрождению «…Великой, единой и независимой России и укреплению христианства»4. Одним из способов к этому была «религиозно-просветительская» деятельность. Лекции Мельникова «Вера и наука», «Христианство и социализм», «Человек и религия» и др. слушались в ряде сибирских городов: Томске и Омске, Новониколаевске и Барнауле, Бийске. Не оставлял он своей деятельности и в следующем, 1919-ом г., хотя уже начинал подыскивать более безопасное место жительства, ввиду начавшегося «великого исхода на восток» колчаковской армии. К этому периоду жизни и относятся публикуемые ниже письма Федор Ефимовича.

   Эи письма адресованы известному старообрядческому деятелю, одному из организаторов Новониколаевской старообрядческой общины Кириллу Александровичу Полякову5. Оба письма можно отнести к разряду «политических», поскольку они содержат информацию по «еврейскому вопросу», который весьма остро воспринимался в то время. Значительный процент евреев в тогдашнем большевистском правительстве давал повод для подобного интереса. Большевистский «ликвидационный» курс по отношению к религии и, прежде всего, к православию, вынуждал Федора Ефимовича неоднократно обращаться к жесткой, обличительной критике «самозваного» правительства6.

   Првое письмо написано из Семипалатинска, в который Мельников прибыл для чтения лекций из Омска. Письмо написано на типографском бланке «Семипалатинского общества сельского хозяйства» и датировано 9 июня 1919 г по новому стилю. Письмо передано адресату через Б. И. Морозова, у родителей которого остановился Федор Ефимович. Несомненный интерес представляет упоминание Мельниковым о предстоящем епархиальном съезде. Речь идет о съезде Томско-Алтайской епархии, прошедшем 16-19 июня 1919 г. (по старому стилю) в Барнауле. Из письма видно, какое большое значение придавал Федор Ефимович предстоящему съезду. Ведь именно на этом съезде было принят законопроект о временном положении Древлеправославной Церкви (в государственных законодательных актах такое название за нашей Церковью должно было быть признано впервые). Не исключено, что это был один из самых представительных съездов Томско-Алтайской епархии7. На нем присутствовало два архиерея (епископ Томско-Алтайский Иоасаф и Казанский епископ Филарет), ряд полномочных и неполномочных представителей общин, представители новых организаций в старообрядчестве – кружков старообрядческой молодежи. Немалая роль в поддержке организации последних принадлежала самому Мельникову. Министр исповеданий колчаковского правительства на съезд не приехал, но выслал телеграмму с признанием необходимости пересмотра вопроса о государственном положении старообрядчества и с просьбой прислать полномочных делегатов для представления итогов работы съезда8. Представлять утвержденный законопроект и составленную к нему «Объяснительную записку» должен был сам Мельников и о. Трифон Сухов (будущий Томско-Алтайский епископ Тихон). Об этом и пишет Федор Ефимович в своем втором письме, уже из Барнаула. В этом же письме содержится упоминание о барнаульском свечном заводе. Решение об его организации было принято на епархиальном съезде в Барнауле еще в 1912 г.9. Судя по письму, в этот период его работу возглавлял один из активнейших священников епархии, о. Даниил Суворов, настоятель Барнаульского, а затем Новониколаевского приходов. Кстати, весь доход с завода шел исключительно на развитие епархиальной деятельности. Хотя, как можно заметить по первому письму, этих средств было недостаточно. Во втором письме, датированном 28 июня (по старому стилю), имеется небольшая приписка следующего содержания: «Получил Вашу телеграмму, завтра выезжаю пароходом, хорошо бы лошадь выслали». Так что лекции, запланированные в г. Новониколаевске, могли вполне состоятся…

   Тксты писем издаются с учетом требований, предъявляемых к публикации исторических источников в светских научных изданиях. Отдельные, не прочитанные места заменены многоточиями.

   

   1 ГАНО Ф. 73. Оп. 1. Д. 17. Л. 1, 2. Примечательно название дела: «Два письма Полякову от Ф. Мельникова – старообрядческого агитатора политического содержания». Всего, по составленной в ноябре 1940 г. инвентарной описи в фонде хранится 18 дел. В основном это деловая и личная переписка, производственная и общинная документация. В 18-м деле находятся протоколы общих собраний Новониколаевской старообрядческой общины с 1908 по 1910 гг. Документы фонда являются важнейшим источником для воссоздания истории современной Новосибирской, Рожества Пресвятыя Богородицы, старообрядческой общины. Отдельные документы фонда в настоящее время готовятся к публикации в сборнике документов и материалов по истории Томско-Алтайской епархии РПСЦ.

   2 Сибирский период в жизни Ф. Е. Мельникова // Сибирский старообрядец. 2002. №9. С. 6-7.

   3 Политическая жизнь // Слово церкви. № 10-11. С. 197-198. Отметим, что в современном старообрядчестве факт участия наших предков в политической жизни осмыслен явно недостаточно.

   4 Старухин Н. А. Белокриницкое согласие на Алтае: Барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество: история и культура. Барнаул, 1999. С. 98-99.

   5 Новониколаевск – ныне г. Новосибирск. Организация местной старообрядческой общины Рожества Пресвятыя Богородицы начинается с 1909 г., т.е. с момента основания города. См.: ГАНО Ф. 73. Оп. 1. Д. 2. Л. 32.

   6 Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930. С.68.

   7 Сибирский старообрядец. 1919. №13.

   8 Там же. С. 8.

   9 См.материалы съезда: Сибирский старообрядец. 1919. №10.

   

   

   ПИЛОЖЕНИЕ № 1

   Смипалатинское

   общество сельского

   хозяйства

   г. Семипалатинск

   №_________ Семипалатинск июня 9-го дня 1919 г.н.ст.

   

   Могоуважаемый Кирилл Александрович!

   Пдатель сего письма, Борис Ионович Морозов, – сын добрых и гостеприимных людей: Ионы Михеевича и Ольги Александровны, которые любезно предоставили нам (мне и моему спутнику) квартиру и стол в своем доме в Семипалатинске. Морозов весьма серьезно интересуется еврейским вопросом и весьма основательно изучает его. Я рассказал им о посланном правительству заявлении Новониколаевской биржи относительно еврейства и его поведения в совдепии по отношению к христианству. Очень прошу Вас сподобить подателя сего письма текстом обращения или заявления вашей биржи.

   ВОмске я закончил свои лекции 1-го июня (н.ст.). Слава Богу, в Семипалатинск прибыл 8-го, … начнутся лекции с 10-го. Думаю отсюда выехать числа 16-17-го. Хотелось бы до съезда в Барнауле провести лекции еще в Бийске.

   Н съезде к нам обещал приехать министр исповеданий для оглашения правительственной декларации по старообрядчеству и выслушивания наших требований и пожеланий.

   Нжно бы обставить наш съезд поторжественнее и попочтительнее. Вы непременно приезжайте на съезд. Побольше бы собрать сильных представителей. Вопросов много и сил нужно много. На одних нападках на евреев далеко не уедешь.

   Нлишне у них поучиться деятельности и щедрости на свои дела.

   Пдателя письма снабдите всякой литературой по еврейству, у вас кажется, есть в изобилии.

   Каняюсь Вам и Марфе Фотиевне. Желаю всех благ.

   Ф Мельников.

   

   

   ПИЛОЖЕНИЕ № 2

   

   Барнаул 28 июня ст. ст. 1919 г.

   

   Могоуважаемый Кирилл Александрович!

   Яполучил из Семипалатинска письмо от Ольги Александровны Морозовой (уг. Старокладбищенской и Маловладимирской), сын которой, Боря был у Вас с моим письмом. Он просит Вас сообщить ей (Вашего адреса у нее нет, сегодня посылаю его ей): сколько будет стоить один экз. книги Ильинского «Всемирные заговорщики» и, в зависимости от стоимости, Морозова выпишет определенное количество этой книги. Если нужно сейчас внести часть расходов, то сообщите об этом Ольге Александровне, она переведет деньги. Морозова пишет, чего ожидала, очевидно заявления вашего биржевого комитета. Пошлите ей пожалуйста это заявление и вообще напишите ей поскорей о книге Ильинского и обо всем прочем вашем «заговоре».

   Явсе еще живу в Барнауле. С трудом, наконец, справился с делами съезда: написал длиннущий отчет в журнал, отредактировал законопроект и объяснительную к нему записку, составили прошение министерству исповедания и совету министров и проч. О. Даниил возится все с заводом. Со вчерашнего дня он уже на ходу: в первый сработано 4 Ѕ пуда. Я ездил в Бажово (село в 12 вер<стах> от Барнаула), думаю там поселиться, на днях надеюсь туда перебраться. Здесь ходят всякия слухи о большевиках и говорят опасно жить в селе. А я думаю: умирать все равно, что в городе, что в деревне.

   Жу сообщения из министерства исповедания когда выезжать в Омск. По пути туда им обратно мог бы в Ново-Николаевск прочесть две лекции (первую «Человек и религия», вторую «Религия социализма»). По получении ожидаемого сообщения буду телеграфировать Вам, когда могу быть в Н-Николевске. Только будете ли Вы в городе? А без вас там некому народа собирать. Если уедете, то все же предупредите «наших», кто бы мог заняться сим делом и чтобы им была передана своевременно моя телеграмма.

   Мй адрес – Подгорная, 61, Барнаул.

   Каняюсь Вам и Марине Фотиевне

   Вех благ! Уважающий Вас

   Ф Мельников



назад


Яндекс.Метрика