свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 5Октябрь 2003 года

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНАГО ОТЦА НАШЕГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА

   Двное и невиданное чудо произошло в наши дни. Я, грешный и смиренный Антоний, решил записать, что помню. Ведь сказанное о нем исполнено пользы и назидания. Поэтому прошу – склоните свой слух и послушайте, что помню.

   Вдетские годы святой и блаженный Симеон, подобно пророку Давыду, пас стада отца своего, а по святым воскресеньям ходил в церковь ради слова Божьего и с охотою слушал Священное Писание, не зная, чему внимает. Войдя в возраст и побуждаемый словом Божьим, приходит он однажды в святую церковь, когда читают Апостол, и спрашивает одного старика: «Скажи мне, отче, что это такое читают?» Старик говорит ему: «О воздержании души». Симеон говорит: «А что такое воздержание души?» Старик говорит ему: «Дитя, что ты меня спрашиваешь? Ведь я вижу, что ты, хотя и молод годами, по разуму уже старец». Святой Симеон говорит ему: «Я не искушаю тебя, отче, но удивляюсь этому слову». Старик говорит: «Воздержание – это спасение души, указующее путь к свету и вводящее в Царствие Небесное». Святой Симеон говорит ему: «Объясни, почтенный отче, что ты говоришь, потому что я простой человек». Старик говорит ему: «Дитя, это когда кто прилежно постится и рачительно творит Господу все молитвы, то есть в третий час одну и в шестой, в девятый, двенадцатый и в следующие часы, как это совершается в монастырях. Познал ли ты, дитя, что такое ты услышал, рассуди об этом в своем сердце. Ведь предназначено тебе алкать, жаждать, претерпеть обиды, заушения и брань, стенать, плакать, скорбеть, отчаяться, обрести покой, возжелать отречься от себя, унизиться и много страдать от людей и так быть утешену ангелами. Вот ты всё выслушал, Бог славы да даст тебе ум добрый по воле своей».

   Вслушав это, святой Симеон вышел из церкви, приходит в пустынное место, бросается на лицо свое, семь дней плачет и молится Богу, не вкушая ни еды, ни питья. По прошествии семи дней он встает и бегом устремляется в монастырь, и с воплем падает в ноги архимандриту, говоря: «Помилуй, отче, меня, жалкого и несчастного, спаси душу, гибнущую и желающую послужить Богу». Архимандрит говорит ему: «Кто ты и чей родом? Как тебе имя и откуда ты пришел?». Блаженный Симеон говорит: «Родом я – свободный, по имени Симеон; как пришел сюда и кто мои родители, умоляю тебя, владыко, не спрашивай, а искупи себе одну погибающую душу». Услышав это, архимандрит поднял его с земли и говорит: «Если ты от Бога, Господь сохранит тебя от всякого злого и лукавого дела, и ты будешь служить всем, чтобы все возлюбили тебя».

   Рдители же Симеона не переставали оплакивать и разыскивать его. Святой жил в монастыре, подчиняясь всем, всеми любимый и исполняя монастырское правило. Однажды он вышел из монастыря и видит у колодца, откуда черпали воду, бадью с веревкою. Отвязав веревку, Симеон идет в уединенное место и обвязывает всё свое тело этою веревкою, надевает поверх власяной стихарь и, вернувшись в монастырь, говорит братьям: «Я пошел за водой и не нашел на бадье веревки». Братья говорят ему: «Молчи, чтоб не донесли архимандриту». Никто не знал, что он под одеждою обвязался этою веревкою и так ходил с нею год и больше. А веревка въелась в мясо и глубоко ушла в гниющую плоть праведника. И от злосмрадия веревки никто не мог стать с ним рядом, и никто не узнал этой тайны. Постель же Симеона кишела червями, и никто не знал об этом.

   Плучая еду, святой тайно ото всех отдавал ее нищим. В один из дней какой-то инок выходит из монастыря и застает его за тем, как он раздавал нищим свой хлеб и бобы. Вся братия постилась до вечера, а святой Симеон вкушал только по воскресеньям. Один из иноков донес на него архимандриту, говоря: «Обращаюсь к твоей святости – этот человек хочет уничтожить монастырь, то есть правило, которое ты нам дал». Архимандрит говорит ему: «Как же он хочет уничтожить правило?» Инок говорит ему: «Нами принято поститься до вечера, а он вкушает только по воскресеньям и каждый день тайно отдает получаемый им хлеб и бобы нищим. Не только это. От тела его исходит тяжелый смрад, так что никому нет возможности стать рядом, а постель его кишит червями, и мы не можем это вынести. Но если тебе угодно, держи его здесь, а мы уйдем, или отпусти его туда, откуда он пришел».

   Архимандрит, услышав это, был поражен. Он осмотрел постель его и видит, что она кишит червями, и от злосмрадия он не мог там стоять. Архимандрит говорит: «Вот и новый Иов!» И, призвав Симеона, говорит ему: «Что это ты сделал, человече? Откуда этот смрад твой? Зачем смущаешь братьев, зачем нарушаешь монастырское правило? Уж не призрак ли ты? Ступай прочь и умри вдали от нас. Чрез тебя, быть может, я, несчастный, впал в искушение. Ведь если бы ты был правдивый человек, сын благомысленных родителей, ты бы сказал нам, кто отец твой и твоя мать, и какого ты рода, и откуда пришел сюда». Выслушав это, святой смотрел в землю и молчал, не произнося ни слова, и слезами его оросилось место, где он стоял. Архимандрит пришел в сильный гнев и говорит инокам: «Разденьте его, чтобы нам посмотреть, откуда оно, это злосмрадие».

   Кк ни старались, не могли они раздеть его, потому что рубаха приклеилась к загноившейся плоти. Три дня иноки не переставали кропить святого теплой водой с елеем и тогда только с великою мукою сумели раздеть его, и то так, что вместе с рубахою содрали сгнившее мясо. И тут обнаруживают, что веревка вошла в тело его так глубоко, что остался только самый конец ее, числа же червей нельзя себе и представить. Все иноки поразились ему, глядя на эту неисцелимую язву, и про себя рассуждали, как и каким способом им снять веревку. А святой Симеон восклицал, говоря: «Уступите, почтенные мои братья, дайте так умереть мне, псу смердящему! По делам моим заслужил я такую долю. Всякая неправда и любостяжание вместе со мной родились, ибо я – море прегрешений». А иноки и архимандрит плакали, глядя на эту его неисцелимую язву. И архимандрит спрашивает его: «Тебе нет еще восемнадцати годов, какие же у тебя грехи?» Святой Симеон говорит ему: «Пророк Давыд речет: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Подобным всему этому и я облачен». Архимандрит изумился разумному его ответу, тому, что простой поселянин так проникся страхом Божьим. Он позвал двух врачей; а те с большими трудами и муками, так что можно было подумать, что Симеон уже умер, сняли с него веревку...1 и, ухаживая за ним пятнадцать дней, помогли ему. Тогда архимандрит говорит ему: «Вот, дитя, теперь ты стал здоров. Уходи, куда хочешь!»

   Тгда святой Симеон покидает монастырь. И вот вблизи монастыря находился колодец, в котором не было воды, но обитало множество злых нечистых духов. А кроме множества нечистых духов невообразимое множество всяких аспидов, ехидн, змей и скорпионов. Потому все люди боялись даже проходить по тем местам. Туда, никому не сказавшись, ушел святой Симеон и бросился в тот колодец, сотворив знамение креста Христова, и скрылся там в углу.

   Н седьмой день, как он ушел из монастыря, архимандрит видит во сне, что неисчислимая толпа мужей в белых одеждах и со светильниками окружила монастырь, восклицая: «Сейчас сожжем тебя тут, если не отдашь нам раба Божьего Симеона! Почему ты преследовал его, чем он провинился, что ты прогнал его из монастыря, каково его прегрешение? Ответь, пока мы не сожгли тебя. Разве ты не знал, что было у тебя в монастыре? Ведь он окажется больше тебя в тот страшный и грозный день». Архимандрит, весь дрожа, проснулся и говорит инокам: «Как вижу, человек тот подлинный раб Божий. Вот этою ночью я во сне жестоко потерпел из-за него. Прошу вас, братья, бегите и найдите его, а иначе не возвращайтесь». Они отправились и искали Симеона во всяком месте и, не найдя, пришли к архимандриту с такими словами: «Истинно, владыко, не осталось места, где бы мы не искали, кроме того места, куда никто не смеет ступить из-за множества диких тварей». Архимандрит отвечает: «Дети, сотворите молитву и, взявши светильники, спуститесь туда и ищите его». Они, свершив трехчасовую молитву над колодцем, спустили вниз пятерых иноков со светильниками и веревками. Ползучие твари, как только заметили людей, скрылись по углам. А святой Симеон, увидев иноков, воскликнул: «Умоляю вас, братья и рабы Божии, погодите малое время, чтобы я предал дух свой, – достаточно с меня и того, что не выполнил наложенного на себя».

   Кк он ни сопротивлялся, иноки насильно подняли его со дна колодца, влача, как какого-нибудь злодея, и привели к архимандриту. А тот при виде Симеона пал ему в ноги и сказал: «Прости меня, раб Божий, сам будь мне наставником и научи терпению и его дарам».

   Сятой же Симеон непрестанно плакал и молился Богу. Прожив в монастыре три года, он уходит, никому не сказавшись, и идет в пустынное место, неподалеку от которого расположились большие селения, а ближе всех селение, называемое Геласис, и там складывает себе из камней малое подножие и стоит на нем четыре года в снег, в дождь и в зной, и толпы народа стекались к нему. Едою его была моченая чечевица, а питьем – вода. Потом он воздвиг себе столп в четыре локтя и простоял на нем семь лет; и повсюду пошла молва о нем. После этого люди складывают святому Симеону две ограды из камней, с дверкою во внутренней ограде, и столп в тридцать локтей; он простоял на этом столпе пятнадцать лет, уврачевав многих – ведь немало бесноватых приходило туда и исцелялось.

   Сятой Симеон подражал своему учителю Христу и, призывая его, заставлял хромых ходить, очищал прокаженных, косноязычным возвращал речь, расслабленным – силу бегать, страдающим многолетними недугами возвращал здоровье, увещевая и наставляя каждого: «Если кто-нибудь спросит: „Кто тебя исцелил?”, отвечай: „Бог меня исцелил”. Не вздумай говорить: „Симеон исцелил”, потому что тогда снова вернется к тебе та же болезнь. И вот что я говорю тебе: никогда не лги и не клянись Богом. А если будет нужда поклясться, клянись мною, смиренным, всё равно, правдиво ли, ложно ли. Ведь великий и страшный грех клясться Богом».

   Пслушайте о страшном и дивном чуде: Марфа, мать святого Симеона, чрез двадцать лет узнала, где он, и, поспешив прийти туда, захотела после стольких лет его увидеть. Она много плакала, чтобы он дал себя увидеть, но он ей не уступал. А так как она сильно желала освятиться его святыми руками, ей пришлось всходить по стене ограды, и она упала на землю, так и не поглядевши на него. Тогда святой Симеон говорит ей: «Ныне прости мне, мать, если удостоимся, увидим друг друга в том веке». Когда она услышала это, еще сильнее разожглось у нее желание увидеть его. Опять святой Симеон говорит ей: «Отдохни, почтенная мать моя, ты ведь пришла издалека из-за меня, смиренного, и устала из-за меня. Полежи малое время и набери сил, спустя немного я увижу тебя». Она послушалась, легла в преддверии ограды и тотчас предала Богу дух; пономари пришли разбудить ее и увидели, что женщина умерла, и сказали об этом святому. Он же велит внести ее и положить пред своим столпом. Взглянувши на мертвую, святой Симеон прослезился и начал говорить: «Господь, Бог сил, Вождь света, Начальник херувимов, путеводивший Иосифа, укрепивший Своего пророка Давыда против Голиафа, на четвертый день воскресивший из мертвых Лазаря, простри десницу Свою и прими в мире душу рабы Твоей». От его молитвы святые останки ее шевельнулись, а уста стали улыбаться; тут все стоящие вокруг изумились и восславили Бога. Покойницу убрали и погребли перед столпом святого Симеона, чтобы поминал ее, когда молился.

   Пслушайте о другом странном и дивном чуде. Какие-то люди издалека шли к святому на молитву, и им повстречалась пасущаяся олениха, имеющая во чреве. Один из них говорит ей: «Заклинаю тебя властью святого Симеона, остановись, чтобы мне поймать тебя». Тотчас олениха остановилась, и он, поймав ее, зарезал, и все поели мяса, а шкуру унесли с собою. Сразу они лишились речи и начали блеять, как скоты, и, побежав к столпу святого Симеона, падают у его подножия и молят исцелить их. Оленью шкуру они наполнили мякиною, и для сведения многих она долгое время лежала вблизи столпа, сами же, проведя там немалое время в покаянии, исцеленные вернулись домой.

   Пслушайте еще об одном странном и удивительном чуде. Некоей женщине ночью захотелось пить, и она решила напиться воды. Налив себе кружку, она вместе с водою проглотила маленькую змейку, а та в ее чреве выросла в большую змею. Лицо женщины цветом уподобилось зеленой траве, к ней ходило много врачей, чтобы исцелить ее, но напрасно. Домашние этой женщины, слышав о чудесных исцелениях, совершаемых Божьим святым Симеоном, взяли ее и привели к нему и рассказали ему всё. Он приказывает им так: «Плесните ей в рот воды из этого вот источника». Когда они исполнили, что он велел, змея при всех начала биться, опрокинула женщину на землю и вышла из ее чрева. Змее посреди ограды отрубили главу; она издала шипение, и все восславили Бога.

   Сятому снова переменили столп и сделали высотою в сорок локтей, и слава о нем разнеслась по всей вселенной. Потому великое множество сарацин пришло к нему с пылкою верою, и он заставил их сокрушаться в страхе Божьем. Но человеконенавистник диавол, обычно искушающий святых и ими попираемый, навел на бедро Симеона, как и на блаженного Иова, болезнь, которая зовется проказою, и бедро его исполнилось гноя, и два года он стоял на одной ноге. Несчетное число червей падало с бедра его на землю, почему у окружающих его только и было дела, что подбирать их и возвращать туда, откуда они упали. Святой же говорил: «Кормитесь от того, что послал вам Господь».

   П изволению Божию случилось царю сарацинскому прийти на молитву к святому Симеону. Когда он приблизился к столпу за благословением, Божий святой, увидев его, стал поучать. Во время беседы с бедра святого падает червь. Царь это заметил, однако не понял, что упало, и бросился поднимать, и приложил к очам и к сердцу, и, зажав в руке, пошел. А святой говорит ему: «Вернись и положи, что поднял, ибо приносишь тягость мне, грешному. Это червь смердящий из плоти смердящей. Зачем, будучи сам славным, сквернишь свои руки?»

   Соило святому сказать это, царь сарацинский возвращается и говорит ему: «Это будет мне в благословение и в отпущение грехов». Когда он разжал руку, там лежал драгоценный перл. Увидев его, царь начал славить Бога и говорит святому: «Вот, ты сказал, что это червь, а то перл бесценный, чрез который просветил меня Господь!» Услышав это, святой говорит ему: «По вере твоей, да будет он тебе в благословение во все дни жизни твоей и не только твоей, но и детей твоих». И, получив благословение, царь сарацинский в мире и радости ушел восвояси.

   Пслушайте о другом чуде. На горе, где стоял столп, с восточной стороны обитал огромный змий, почему в месте том не всходила даже трава. Когда тот змий выходил охладиться, случилось, что в око ему вонзился терн, и долгое время никто не мог выносить того, как змий шипел от приключившейся боли. И вот однажды выползает он из своего логова и у всех на виду ложится в преддверии ограды святого Симеона. Тотчас око змия открылось, и терн вышел из его ока. Змий оставался в преддверии ограды три дня, пока не исцелел. И тогда у всех на виду ушел обратно на свое место, никого не тронув, но пролежав вблизи святого, как смиренная овца, и все невредимыми входили и выходили из ограды.

   Пслушайте о другом удивительном чуде. Появился в Сирии разбойник из разбойников по имени Антиох, по прозвищу Гонат; целый свет только и говорил, что про его дела. Отовсюду были посланы воины, чтобы поймать его и привести в Антиохию, но никто не мог поймать из-за великой мощи его силы. В Антиохию привезли медведей и других диких зверей – разбойнику было предназначено сразиться с ними – и весь город из-за него пришел в движение. Воины выходят, чтобы схватить его, застают разбойника бражничающим в одной деревенской гостинице, и окружают гостиницу. А он, заметив это, начал разыгрывать представление: вблизи этой деревни текла река, и у этого разбойника была кобылица. Он приказал ей, точно человеку, встав со своего места, бросил свою одежду на кобылицу и говорит ей: «Иди к реке и там дожидайся меня». Кобылица идет из гостиницы, кусая всех и лягая копытами, добегает до реки и ждет разбойника там. А он выходит из гостиницы с обнаженным мечом, громким гласом крича воинам: «Бегите, чтобы остаться живу». И ни один из воинов не одолел его. И вот незаметно для всех стороживших его разбойник на своей кобылице переправился через реку и пришел к ограде святого Симеона. Войдя внутрь, он пал наземь перед его столпом. Когда же и воины были введены в ограду, святой говорит им: «Вместе с Господом нашим Исусом Христом распяты были двое разбойников, один получил воздаяние по делам своим, второй же унаследовал Царствие Небесное. Если кто может противустать Пославшему сюда этого разбойника, пусть придет и сам отторгнет его отсюда, а я не приводил этого человека и не могу его прогнать. Пославший его, Сам и воздает ему, не порицайте меня, смиренного и много труждающегося по грехам своим». С этими словами он отпустил воинов, а когда они удалились, разбойник говорит: «Господин мой, я уйду». Симеон ему говорит: «Таким злодеем уйдешь, как пришел?». Разбойник говорит: «Нет, владыко, меня призывает Господь». И воздев руки к небу, ничего больше не сказал, как только: «Сын Божий, прими дух мой в мире!»

   О рыдал чуть не два часа, так что заставил плакать и самого праведника, и всех окружающих, наконец, простерся пред столпом и тотчас испустил дух. Тут разбойника обрядили и погребли вблизи ограды святого. На следующий день из Антиохии приходит более ста мужей с мечами, чтобы схватить разбойника, и начинают кричать на святого: «Отдай нам человека, которого ты здесь держишь!» Святой отвечает им: «Братья, Пославший его сюда сильнее нас и, возымев нужду в нем как в человеке Ему пригодном, призвал его чрез двух устрашающих своим оружием воинов, которые могли бы поразить молниею весь наш город вместе с живущими там, и взял его; я же, грешный, увидев этих ужасных воинов, устрашился и не смел перечить им, чтобы и меня, смиренного, они не убили за то, что я противлюсь Богу». Когда мужи услышали это от святого и узнали, с какою славою этот разбойник предал дух свой, они, восхваляя Бога и трепеща, вернулись обратно в Антиохию.

   Пслушайте еще об одном великом и славном чуде. В месте, где жил святой, не было воды. И толпы людей, приходивших к святому Симеону, и бывший с ними скот погибали от жажды. И творя молитву в течение семи дней, святой ни с кем не говорил, но, преклонив колени, молился, и все думали, что он уже умер. На седьмой день около пятого часа с восточной стороны ограды внезапно ключом забила вода. Ископав, нашли некое подобие пещеры, наполненной водою, и отвели от нее семь рукавов. Все прославили Бога небес и земли!

   Нкая царица сарацинская, будучи неплодна, пришла к святому, умоляя, чтобы дано ей было рождать, ибо муж каждодневно корил ее. Она долгое время провела у столпа, преклоняя колени и моля святого Симеона. И вот он сказал ей: «Возвращайся в дом свой и Господь тебе поможет». И, возвратившись в дом свой, она сблизилась с мужем, тотчас понесла и родила дочь. Но дитя до пяти лет не говорило и не ходило. И вот царица вместе с мужем своим и ребенком плача приходит к святому. Святой Симеон говорит: «Оставайтесь, и Бог поможет». Когда же по прошествии семи дней не получили никакого облегчения, они в печали собрались уходить, говоря: «Никак не пожелал Господь исцелить ее». И уже в пути и далеко отошед от столпа, они оборачиваются, чтобы взглянуть на столп святого Симеона. И вот дочь их внезапно воскликнула, говоря: «Слава тебе, святой Симеон!» Родители ребенка, увидев это, восславили Господа ради святого Симеона.

   Пслушайте о другом чуде. В один из дней, когда воины были в походе, какая-то женщина пришла из-за сильного желания как-нибудь увидеть лик святого Симеона. Она надумала переодеться мужчиною и так увидеть его. И однажды заметила немалое число воинов, отправлявшихся на молитву к святому, и, переодевшись воином, примкнула к ним. Когда они приблизились к месту, где был столп святого Симеона, она говорит своим спутникам: «Братья, если угодно, оставьте своих коней на меня, войдите в ограду и примите от святого благословение, а когда выйдете, войду я, чтобы удостоиться благословения праведника».

   Вины вошли и преклонили колени, а святой Симеон говорит им: «Один из ваших воинов остался за оградой». Они ответили ему: «Да, владыко, он сторожит наших коней». Праведник сказал им в ответ: «Вышедши отсюда, скажите ему: „Не томись, ибо ты услышан и благословен Господом”». Воины возвратились и стали спрашивать своего спутника: «Чем ты так угодил Богу? Ибо вот что святой сказал нам: „Скажите своему спутнику, дожидающемуся вне ограды: Не томись, ибо услышана твоя мольба и благословен ты Господу”». В ответ им он сказал: «Признаюсь вам, братья, я – женщина и сильно желала увидеть святого, потому что я грешница». Воины, услышав это, изумлялись, благословляя Бога за святого Симеона, и пошли с миром.

   Узмеи сделался большой нарыв, и она кричала от боли так, что было слышно за милю. Сожительствующий с нею змей, соболезнуя ее страданию, повел свою подругу к владыке Симеону. И, дойдя до столпа, они разлучились. Ведь змея, не смея показаться праведнику, ушла на половину женщин, а змей вошел в ограду вместе с толпою мужчин и поклонился столпу, то поднимая вверх, то опуская вниз главу и моля праведника. Люди, увидя огромного змея, убежали, а святой Симеон сказал им: «Не бегите, братья, ибо подлинно он пришел сюда с мольбою! Ведь змея, его подруга, больная тяжким недугом, ожидает на женской половине». А потом говорит змею: «Подыми прах с земли и положи на жену свою, а потом подуй, и этим ее уврачуешь». Змей поднял прах с земли и пошел к своей подруге. Народ, увидев это, последовал за ним, чтобы посмотреть, что он станет делать. И вот видят за оградою святого стоящую на хвосте змею с большим нарывом на теле; змей кладет на нее прах и, подув, при всех исцеляет змею и уходит вместе с нею. Увидев чудо, толпы восславили Бога.

   Дугое чудо случилось во дни его. Всю вселенную взыскала великая угроза ужасов, и к святому стекался весь Восток и Антиохия, моля о заступничестве пред Богом. Ибо приключались трусы и великие моры, и даже праведный со своим столпом был колеблем ветром, словно тростник. Плача вместе со всеми, святой говорил толпам: «Братья, все совратились с пути и все до единого негодны! Вы не слушаете меня, но если кто кого превосходит, так это в блудодеянии и в несправедливости – их-то в излишке. Подлинно говорю вам, братья: легче мне говорить с Господом, чем с вами, неверными». И велев прекратить моления, он сотворил молитву, но землетрясение продолжало им грозить. Святой велел взывать: «Господи, помилуй», и они часами взывали: «Даруй нам мир!» Святой сотворил великую молитву и, исполнив ее, сказал народу: «Подлинно говорю вам, братья: из всего множества один-единственный услышан. Чтобы вы поверили, вот я заставлю его выйти на середину». И, велев ему выйти вперед, святой пред всеми спрашивает его и говорит ему: «Брат, веруй моим словам – ты один услышан. Но в уважение всех скажи, чем ты угодил Богу». А тот не хотел, говоря: «Я грешник, уволь меня». Долго его уговаривали, пока с неба не раздался глас: «Услышана молитва твоя!» И тогда поселянин, стоя посреди народа, начал рассказывать: «Я – земледелец, и таково мое правило: что наработаю за день, делю на три части; сперва откладываю долю для нищих, затем – подать казне и долю на свои нужды. Так я делал до сих пор». Все, приветствуя его, пали ниц и теснили этого мужа, ибо всякий хотел взглянуть на него.

   Блаженный стоял на различных столпах сорок семь лет, и потом Господь взыскал его. Пришла пятница. Святой был погружен в молитву, как обычно, и провел так всю пятницу. И в субботу, и в воскресенье тоже не дал, как обычно, знака, что будет благословлять преклонивших колени. Заметив это, я поднялся к нему и увидел лицо его, и оно сияло, как солнце. И хотя святой обычно говорил со мною, сейчас ничего мне не ответил. И я сказал себе: «Он скончался»,— и не поверил этому, и боялся приблизиться, и, осмелившись, говорю ему: «Владыко, почему не отвечаешь мне и продолжаешь творить молитву? Народ ждет благословения вот уже три дня». Простояв еще час, говорю ему: «Ты ничего не отвечаешь мне, владыко!» И, протянув руку, тронул его бороду и, когда увидел, как поникло тело его, понял, что святой скончался. И, закрыв лицо свое руками, я в печали заплакал, и, склонившись, облобызал его уста, очи и бороду, и, приподняв одежду, облобызал ноги, и, взяв руку его, приложил к своим очам. И во всем теле моем и в одежде его слышался запах мирры, так что можно было возвеселиться от того благовония. Около половины часа я простоял у его честных останков, и вот тело праведника вместе со столпом сотряслось, и я услышал глас, говорящий: «Аминь, аминь, аминь», и в страхе сказал: «Благослови, владыко, и помяни меня в благом своем успокоении!»

   Ия сошел на землю и никому не сказал о чуде, чтобы не поднялось смятение, но через верного человека объявил о том антиохийскому епископу Мартирию и стратилату Ардавурию. И на следующий день приходит антиохийский епископ вместе с другими шестью епископами, приходит и Ардавурий в сопровождении шести сотен воинов, чтобы сошедшиеся жители не похитили честных останков святого, ибо таково было их намерение. Вокруг столпа повесили покровы. И восходят на столп три епископа, и целуют одежду святого, прочитав три псалма, и приносят свинцовый гроб, и кладут туда останки святого, и опускают с помощью особой машины, и все тогда узнают, что святой Симеон скончался. И на верблюдах приходят вооруженные сарацины, так как и они думают похитить останки святого. Стекается такое множество народа, что горы не видно из-за толп людских, дыма курений, горящих свещей и лампад, которым не было числа.

   Пач мужчин, женщин и детей разносился далеко, и вся гора сотрясалась от гласа птиц, слетевшихся туда и окруживших ограду святого. И вот, когда гроб опустили, его помещают на мраморном престоле, который стоял перед столпом святого, а было это уже на четвертый день после кончины блаженного. Но его святое тело оставалось гибким, словно он отошел час назад. И все епископы дали Симеону целование. Лик его был весьма светел, как свет, а волосы на главе и борода были как снег. Епископ антиохийский пожелал взять в благословение волос от бороды святого и стал сухорук. И все епископы сотворили за него молитву, плача и обращаясь к святым останкам: «Ни единый твой член не тронут и одежды не тронут, и никто более не отторгнет ничего от твоих святых и честных останков». И, когда они с плачем говорили это, рука епископа исцелела. Затем с пением псалмов и гимнов тело святого упокоили в гробу.

   З пять или шесть дней до кончины блаженного я, грешный, видел мужа в страшной одежде, которую не могу описать, ростом с двух мужей, и он беседовал со святым трижды в день и давал ему целование. Я хотел рассказать об этом кому-нибудь, но разум у меня был отнят, и я стал бессловесен, пока святой не скончался. И вот, когда муж, о котором речь, приходил к святому, я видел их ядущими; а что ели, не знал. И они пели песнь, а какую, не знал, услышал только «аминь». И страх объял меня при виде этого мужа.

   Ивот гроб святого епископа ставят на повозку и со свещами, кадилами и псалмопением везут в свой город Антиохию. За пять миль от города в месте, называемом Меропи, мулы стали и не шли дальше, ибо там была несказанная тайна. Справа от дороги стояла гробница, а около нее пребывал некий муж. Судьба этого мужа такова: двадцать лет он был влюблен в замужнюю женщину и не мог овладеть ею. Когда женщина скончалась, ее похоронили в этой гробнице. И человек этот, придя к гробнице, поднимает плиту и сходится с мертвою. И тотчас стал глухонемым, и удержан был в гробнице, и уже не мог уйти от этого места. Идущие мимо подходили к сидящему у подножия гробницы, и всякий Бога ради подавал ему – кто попить воды, кто поесть. По Божьему изволению честные останки святого провозили в тот день, и человек этот, который не говорил и не слышал, когда повозка и сопровождавшая ее толпа остановились, покинул гробницу, громко взывая: «Помилуй меня, святой Симеон»,— чуть только схватился руками за повозку, тотчас открылись уста его, и к нему вернулся разум. И все, увидев происшедшее, восславили Бога, и от криков людских сотряслось все то место. А человек этот кричал: «Сегодня, раб Божий, ты спас меня, ибо грех меня сгубил!»

   Всь город в белых одеждах со свещами и лампадами вышел встречать останки святого. И ставят их в церкви Касиана. И по прошествии тридцати дней по приказу стратилата Ардавурия переносят в великую церковь, а потом, когда по откровению Божью был построен храм святого праведника Симеона, снова переносят с великою славою и песнопениями в этот храм.

   Могие хотели, предлагая злато и серебро, взять в благословение что-нибудь от святых останков, но епископ из-за клятв, которыми поклялся, никому не позволил. Множество исцелений совершается в месте, где лежат эти святые останки праведника по благодати, дарованной ему от Господа нашего Исуса Христа. Святой Симеон скончался месяца сентября первого дня в царствие Господа нашего Исуса Христа, которому слава и сила во веки веком. Аминь.

   Я смиренный Антоний, пономарь, описал всё подробно. Ибо кто бы мог поведать о его чудесах и исцелениях как должно, если б подробно не были мною описаны его святые подвиги во славу и хвалу Божью во веки. Аминь2 .

    1 Текст испорчен

    2 Перевод С. Поляковой



назад


Яндекс.Метрика