свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 5Октябрь 2003 года

ЕП. АРСЕНИЙ УРАЛЬСКИЙ. О РАЗДОРЕ ЦЕРКОВНОМ

   ВПРОС. Что есть раздор церковный?

   ОВЕТ. Слово «раздор» означает ссору или перебранку, которая происходит от недостатка мира и любви, которые Христос нам заповедал.

   А церковный раздор разумеется в том, когда христиане в непримиримых прекословиях своих разделяются окончательно.

   ВПРОС. Почти с самаго начала христианства христиане разделяются на многия части, и посему как же соблюсти мир и любовь ко всем Христианом желающему мира Христовой Церкви?

   ОВЕТ. Мир и любовь иметь учеником Своим Христос заповедал не безусловно, но сице рек о сем глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, и не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин., 14, 27). И еще: да во Мне мир имате (16, 33). И о любви такожде глаголет: аще заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви (15, 10). Посему христиане обязаны иметь между собою только мир Христов, а мир Христов в нас будет тогда, когда мы точно будем исполнять евангельския заповеди.

   Н если Христа любить нельзя в преступлении Его заповедей, то очевидно, что и каждаго человека, который приводит к преступлению каковой-либо Христовой заповеди, несмотря уже и на то, хотя бы он именовался и братом нашим о Христе, любить никак не возможно. Ибо о таковом случае тако Христос глаголет: не мните, яко приидох во врещи мир на землю; не приидох во врещи мир, но меч. Приидох разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его (Мф., 10, 34-36). Толковое Евангелие в неделю всех святых сие объясняет, тако глаголя: не везде добро есть соединение, но бывает иногда и разделение добро: ниже всякое умирение похвально, но бывает множицею и мир на повреждение, и далече божественныя любве отгоняющ, егда убо миримся о разрушении истины, прегрешно есть и неподобно зело. Таковый бо мир не прииде Христос вложити, но сопротивное паче, хощет друг от друга добраго ради отлучатися. Не всякое бо мирование и совокупление добро, но бывает егда и распря и разлучение велие и божественное дело. Никто же убо сим образом любовию да прилежит к лукавым, ниже мира имети с ними. Но аще и отец, аще и мати, аще чада, аще братия супротивни обретаются закону Христову, супротивимся им, яко врагом истине.

   Иак, кто любит всех, исполняющих евангельския заповеди, и удаляется от всех преступающих оныя, в таком случае он будет истинный блюститель мира церковнаго, хотя бы оставался и во всеконечном от всех отдалении.

   ВПРОС. Как мы должны относиться к еретику, если увидим его исполняющим каковую-либо евангельскую заповедь?

   ОВЕТ. За исполнение евангельской заповеди, если только она кем исполняется из богобоязньства, как заповедь Божия, а не из кощунства, для осмеяния верующих, мы никого не должны ненавидеть. Святая Церковь хотя и осуждает еретиков, но точию за то, что у них творится в нарушение Господних заповедей. А что они творят по евангельским заповедям, за сие их не судит и от единства своего не отлучает. Василий Великий в первом правиле своем пишет: крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, (подобает) без повторения приимати. Но раскольники суть еретики втораго чина, по названию Тимофея презвитера. И если эти еретики, по Василию Великому, были не чужды Церкви, то это потому, что они не совсем еще отметалися от исполнения евангельских заповедей. И посему, когда они обращалися ко всецелому единству Святыя Церкви, не повторяли над ними неповторяемых церковных таинств – крещения и хиротонии, если только они у них совершены были согласно Христова заповедания (8 правило Перваго Вселенскаго собора и 1-е правило Василия Великаго).

   Врочем, хотя мы и обязаны к еретикам соразмерно священных правил оказывать уважение за точное исполнение ими евангельских заповедей, однако же всячески должны отрицаться от того, чем они разоряют каковую-либо заповедь Божию. Посему они и не бывают терпимы в единстве святоцерковном, при разорении ими даже и единой каковой-либо Господней заповеди.

   ВПРОС. Как понять сказанное в Толковом Апостоле: яко злым в Церкви смешение с добрыми даже до кончины мiра и до дня суднаго будет?

   ОВЕТ. Это сказано для того, чтобы мы не очень строго относились к согрешающим и не смотрели на них равнодушно без всякаго разньствия с добрыми, как это вполне понятно, если пополнее прочесть текст Писания, при словах вами указанных, где пишется так: соблажняются убо не хранящии меры и егда на едину страну уклоняющиися не благо ходити начинают, тогда не зрят на прочий свидетельства Писания Святаго, имже бы от умышления своего встягнулися. и в той истине и воздержании пребыли, яже с обоих свидетелств умеренна (л. 685). И еще: мы же паки непщуем, яко истиною учащему подобает с обеих свидетельств Писания Святаго разсуждение имети; да и пси в Церкви претерпим покоя ради церковнаго и святая псом на дадим, и ради нерадения старейших, или ради некия неотменныя вещи, еяже изглаголати невозможно. Ибо и в тайне ходящих злых в Церкви обретаем, ихже церковною казнию наказати и умирити немощно. Обаче же в сердце наше (да) не внидет сие нечестивое и вреждающее дерзновение, имже быхом восхотели от них разлучитися, да грехом их не осквернимся и прочих с собою (да) не отлучим, аки чистых и святых учеников от единения, аки отлученных от клевретов и сожительства злых; и да воспомянем оныя с письма святаго подобия и глаголы Божия зело несумнительныя, имиже повелеся и предвоз-вестися, яко злым в Церкви смешение с добрыми даже до кончины Mipa и до дня суднаго будет, и яко добрых в единости и в причаст-ничестве догматов с ними сущих и дел их не творящих ничесоже вредят (л. 686).

   ВПРОС. Как поступить, если не хорош будет сам настоятель — поп или епископ?

   ОВЕТ. На это ответствует святый Иоанн Златоустый, говоря так: Не хорош настоятель, в каком смысле говоришь ты? если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба: если же по отношению к жизни, то не спрашивай об этом. Я приведу тебе пример не от себя, а из Священнаго Писания: Послушай, что говорит Христос: На Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисее. Сказав о них прежде много обличитель-наго, Он потом и говорит: на Моисееве седалищи седоша: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите (Мф., 23, 2,3). Они имеют, говорит, достоинство (сана), но не чисты по жизни: а вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова их. От поведения

   других никто не получает вреда. Почему? Потому что оно явно для всех, и дурной человек, хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры не явны для всех, и дурной в этом отношении человек не постыдится учить других. Также слова: не судите, да не судими будете (Мф., 7, 1), относятся к жизни, а не к вере (34 беседа на Послание евреом в русском переводе). И еще: Но скажет кто-нибудь: есть... зло, когда начальник не хорош. Знаю: это не малое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурнаго начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается: в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть (там же выше).

   Врочем, и жития ради не испытовать об начальнике должно ограничиваться тем, доколе он за сие не будет осужден от Церкви. А если кто, как пишет Василий Великий, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилом: а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, – сие есть самочинное сборище (первое его правило), а самочинное сборище называется иначе раздор церковный.

   Н тем не менее и отделяться от епископа, хотя бы и по действительной вине его, но еще от Церкви неосужденной, опасно есть. Ибо 13 правило Первовтораго собора так о сем постановляет: Аще который презвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его дерзнет отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию, таковый да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине презвитера и восхищающий себе суд, митополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осужда-ти своего отца епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования презвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести; аще же монахи или миряне — да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнут сообщения с раскольниками и не обратятся к своему епископу.

   Онако же запрещение сие относится только к тому, доколе неосужденное согрешение епископа до веры не касается. Но если который епископ сам лично и не осужден, а будет открыто учить ереси уже осужденной, тогда, как гласит 15-е правило того же собора, отделяющиеся от него и прежде соборнаго ему осуждения не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений.

   Н точию же за прежде осужденную Святыми Соборами ересь подобает от епископов отделяться, но если и вновь они будут проповедовать какое явное нечестие, также от них должно отлучиться. Ибо Собор Соединения тако о сем возглашает: Вся яже чрез церковныя предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец, новосотворенная и соделанная, или посем содеятися хотящая, анафема. И паки посем глаголет, ко иже в небрежение полагающим священная и божественная правила божественных отец наших, яже Церковь утверждают, и все христианское жительство украшают, и к божественному наставляют богобоязньству, анафема. Сей святый собор в сих двух проклинаниях отражает всякое мнение и суетное сопротивословие: Последуяй же прежде его святым собором, той собор свят есть, не последуяй же прежде его святым собором, не свят, но и скверней есть и отвержен (Кормчая, гл.71, л. 641, и Никон Черныя Горы, слово 63).

   ВПРОС. Справедливо ли поступили блюстители древних церковных преданий, отделившись от иерархов, последовавших Никону патриарху и московским соборам 1666 и 1667 годов?

   ОВЕТ. Справедливо. Ибо эти иерархи хотя и никаким собором не судились лично, но зазирались не относительно жизни, но в слове несправедливаго учения их. Ибо они о перстосложении для крестнаго знамения учили так: Предание прияхом от святых апостол и святых отец седми Вселенских соборов, знамение Честнаго Креста творити тремя первыми персты десныя руки (ответ московскому патриарху Никону антиохийскаго патриарха Макария с прочими в Скрижали). И еще: знамение Честнаго и Животворящаго Креста, от святых славных и всехвальных апостолов... и от вселенских учителей свыше и изначала прияхом, православно знаменати себе... треми первыми персты десныя руки (Со-борн. деян. 1667 года, л. 31). Но что в этом у них было явное лжесвидетельство, сего ныне никто из ученых людей не отрицает. А потому следовать им было бы сопротивлением Христовой заповеди, еже: внемлите себе от лживых пророк (Мф., 7, 11), и 15-му правилу Первовтораго собора. А как упомянутые иерархи при указанном лжеучении и еще противу святоцерковнаго благочестия много новосоделали, то и в сем случае следовать им – значило бы привлекать на ся анафему Собора Соединения.

   Ипосему блюстители древлецерковнаго благочестия от них отделялись и удалялись весьма справедливо.

   ВПРОС. Если блюстители древних церковных преданий справедливо отделились от иерархов, последовавших Никону патриарху и собору 1667 года, то почему же они между собою не соблюли мира церковнаго, но разделились на многия части?

   ОВЕТ. Одна справедливость в каковом-либо деле человека не ручается за то, что он уже не может допустить никаковой другой несправедливости. И наоборот, если откроется каковая несправедливость у человека, то сие не показывает того, что бы он уже и ни в каком деле не имел справедливости. Но что касается до блюстителей древних церковных преданий, то они справедливы в том, что отделились от покусившихся на ложную проповедь иерархов, но только некоторые из них погрешили в том, что начали удаляться от них чрезмерно далеко, они отрицали в них даже и такие действия, которыя совершались еще по евангельской заповеди. И посему несправедливо повторяли совершаемое у них во имя Святыя Троицы и в три погружения крещение, и неправильно отрицали на обращающихся от них в раскаяние священных лицах апостольскую преемственность священства христопреданнаго. Однако же нисколько не погрешили в этом те, которые и у заблуждьших иерархов не порицали того, что совершается по евангельским заповедям, но в согласность священных правил приняли их правильное крещение и апостольскую преемственность их хиротонии на тех, кто с восприятием таковых таинств обращался от них к древлецерковному благочестию. Эти блюстители древлецерковных преданий справедливы как в своем отделении от заблуждьших иерархов, так и во всегдашнем к ним отношении. А также они не виновны, что некоторые участники их первой справедливости не захотели и во остальной им последовать. Здесь вина раздора церковнаго лежит точию на одних последних, которые хотя и в противоположном направлении иерархам, следовавшим патриарху Никону, но все-таки не меньше их заблуждаются. И обои не ходят средним путем правды Божией, но насколько одни влево с него уклоняются, настолько другие вправо совращаются, а потому ни те ни другие не могут достигнуть стоящаго на пути правды Божией Царства небеснаго.



назад


Яндекс.Метрика