свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 5Октябрь 2003 года

Е. ЮХИМЕНКО. МУДРОСТИ МНОГОЦЕННОЕ СОКРОВИЩЕ

Миниатюра "Андрей Денисов" и заставка-рамка поморского орнамента из Жития Андрея Денисова. Выг, 1810-е годы.   Црковная реформа середины XVII в. внесла раскол в русское общество: полемика между теми, кто принял реформу и кто ее отверг, доходила порой до крайних форм. В XVIII в., когда государственная власть примирилась с существованием старообрядцев, но ввела для них двойное налогообложение, приверженцы древнего благочестия получили возможность жить своими общинами. Железная воля Петра настойчиво двигала Россию к западной культуре, старообрядцы в эту модель не вписывались, вызывая в обществе непонимание и глухое раздражение. Расхожее мнение считало их «мужиками» и «невеждами». Несправедливость этого взгляда обнаруживается даже при беглом знакомстве с тем вкладом, который внесли старообрядцы в русскую историю и культуру. Со старообрядчеством связано хозяйственное освоение окраинных районов России и Сибири, развитие торговли и промышленности, сохранение старинных икон и книг, продолжение древних традиций в иконописании, медном литье, искусстве письма и оформлении книги.

   Оним из главных центров старообрядчества на протяжении XVIII – первой половины XIX вв. была Выговская пустынь, основанная в 1694 г. в глухих лесах Поморья. Покидая обжитые места, сюда переселялись главным образом крестьяне и жители посада, действительно люди невысокого социального статуса. Это, однако, не помешало им сотворить настоящее чудо: уже через несколько лет на месте дебрей и болот стоял монастырь, имевший обширное хозяйство (пашни, скотные дворы, ремесленные производства). Созидательность идеи – построить свой собственный мир, не затронутый Никоновой реформой, – подкреплялась исключительным трудолюбием и организацией внутренней жизни общины. Все это создавало благодатные условия для раскрытия талантов приходящих сюда людей. Здесь были рудознатцы, к опыту которых прибегали при организации отечественных металлургических предприятий; промысловики, ходившие на Грумант и Шпицберген. Здесь существовала литературная и иконописная школа, выросла целая плеяда книжников, писателей, полемистов.

   Пимечательно, что в далекой северной обители получили развитие традиции не крестьянской культуры, а высокопрофессионального барочного искусства второй половины XVII – первой четверти XVIII вв. Это определило единые стилистические принципы во всех областях художественного творчества, литературную культуру и частично бытовой обиход старообрядческого общежительства.

   Андрей Денисов был первым среди тех, чьими трудами Выговская обитель была создана и благодаря кому достигла процветания. Даже историки XIX в., по большей части предвзято относившиеся к старообрядцам, не могли отказать устроителям Выга в незаурядности. Русский Север был богат на такие натуры, но далеко не все из них приобрели столь широкую известность, как, например, М. В. Ломоносов. Этот пробел следует восполнить, тем более что существует позднее старообрядческое предание, связывающее имя великого ученого с Выговской пустынью.

   

   * * *

   

   Мстность на северо-восточном побережье Онежского озера, носившая название Выговской пустыни по протекавшей здесь реке Выг, своей труднодоступностью и незаселенностью привлекала старообрядцев уже в 80-е гг. XVII в. В этих краях скитались соловецкие иноки Игнатий, Герман, Иосиф, покинувшие знаменитый монастырь в первые годы его осады царскими войсками и позже передавшие новой киновии заветы первых защитников церковной старины. Особенно знаменателен в истории освоения пустыни был 1691 г., когда здесь поселились крестьянин из Толвуя Захарий Дровнин с семьей и жители Повенецкого рядка Андрей Денисов, Петр Прокопьев и Иван Белоутов. «История Выговской пустыни», написанная Иваном Филипповым в 30-е гг. XVIII в., сохранила рассказы первопоселенцев об их многотрудном житии. Андрей Денисов и его товарищи пришли сюда в декабре, «ни стены, ни покрова от зимныя студени имуще, огненной точию приседяще нудии (т. е. грелись у особо сложенных, долго горящих костров) и от принесенных с собою потреб мало вкушающе». 1 Тем не менее число пустынников росло, и в октябре 1694 г. по благословению инока Корнилия, современника трех патриархов, было основано общежительство по типу древнерусского киновийного монастыря, или киновии.

   В главе общины стояли церковный дьячок из села Шуньга Даниил Викулин и Андрей Денисов, который в 1702 г. решением всей братии был избран настоятелем. Этот выбор, главным основанием для которого были, без сомнения, личные качества Андрея, учитывал также и то, что он происходил из семьи, тесно связанной с ранним старообрядчеством.

   В«Слове надгробном Петру Прокопьевичу» 1719 г. Андрей Денисов сам изложил сведения о своем роде, восходящем к князю Борису Александровичу Мышецкому, который во времена Смуты не захотел целовать крест «за чужестранных кралей» и поселился в пустыни в Заонежье. Из представителей следующих поколений Андрей Денисов называл Ивана Борисовича, священника, и его детей Порфирия, священника, и Евстафия, которые, уже сильно обеднев, поселились в Повенце. В слове, обращенном к общежителям, киновиарх не счел уместным восхвалять заслуги своего рода перед старообрядчеством. Однако последние архивные разыскания свидетельствуют об этом более чем исчерпывающе. Евстафий, бывший, видимо, вторым сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второго, с которой Андрей Денисов упоминается в некоторых документальных источниках, имел трех сыновей – Ивана, Якова и Дионисия (Дениса), последний был отцом Андрея и Семена Денисовых. Как явствует из материалов, касающихся выступлений крестьян Шунгского погоста против Тихвинского монастыря в 70-х гг. XVII в., во главе этого движения стояли братья Иван и Яков Евстафьевы. Сын Ивана Евстафьева, Емельян, был одним из организаторов самосожжений старообрядцев в Палеостровском монастыре в 1687 и 1688 гг. Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, первый уставщик Выговской пустыни, которому Андрей Денисов посвятил надгробную похвалу, приходился автору родным племянником.

   Оганизаторский талант Андрея Денисова сыграл немаловажную роль в том, с какой быстротой выросла и обустроилась на Выгу старообрядческая обитель. Ее подробное описание и ценные сведения о первых годах существования содержит донос крестьянина Толвуйского погоста Мартемьяна Никифорова Ивантеева, прожившего на Выгу несколько месяцев. Из этого источника следует, что уже в 1698 г. здесь была «часовня с трапезою самая болшая и четырнатцать келей болших же, а людей <…> из розных городов мужеска и женска полу и чернцов и черниц человек з две тысечи». 2

   Зачительный рост численности жителей и поддержка местных крестьян способствовали интенсивному экономическому развитию пустыни. Уже к концу

   XVII в. общежительство располагало сложившимся обширным и многоотраслевым хозяйством: две мельницы; распаханные пашни «о реку о Выг в обе стороны верст по десяти» («и хлеб родитца самой доброй, и всякие овощи растут»); значительные хлебные запасы («хлеба в анбарах и в земляных ямах есть многое число»); большое поголовье скота («лошадей самых добрых болши ста да коров ста с полтора»);

   различные ремесла («всякой промышленой завод есть»). Налажены рыбные и звериные промыслы («живут на промыслу на море и в Колском острошку на зимовье и всякие звери добывают») и торговля («ездят со всякими торгами к городу Архангелскому и в Весь Ехонскую и к Москве и в ыные городы»). 3 Уже в конце XVII в. выговцы наладили закупки хлеба в Поволжье, позже их торговые операции получили еще больший размах: они стали доставлять хлеб в Петербург.

   Рст доходов пустыни не мог не отразиться на бытовом укладе жизни, которая стала теперь не столь скудной. Все тот же изветчик отмечал, что у настоятелей «построены особые белые кельи на жилых подклетах, подобны светлицам, и печи в тех их особых… кельях ценинные (т. е. изразцовые. –

   Е Ю.), и в тех же их кельях держат часы стенные». Даже через Выг-реку напротив общежительства был построен «мост болшей, по обе стороны с перилами». 4

   Пложительно сказалось на дальнейшей судьбе поморской обители изменение в начале XVIII в. государственной политики по отношению к старообрядцам.

   Всентябре 1704 г. был дан официальный указ за подписью А. Д. Меншикова, губернатора Ингерманландской губернии, в котором признавалось право общины жить «по книгам московской печати давних лет выходов» и в то же время предписывалось быть «во всяком послушании, как и прочих погостов жители»5 . Приписка выговцев к Олонецким Петровским заводам в 1705 г. упрочила правовое и, как следствие, конфессиональное положение общежительства. Указом от 7 сентября 1705 г. Выговское общежительство признавалось самостоятельной хозяйственной единицей, имеющей выборного старосту и его помощника; была обещана защита от всякого «утеснения», что нашло подтверждение в трех указах А. Д. Меншикова и Петра I, данных общежительству в 1710—1714 гг. Примечательно, что, посылая

   А. Д. Меншикову 12 июня 1727 г. (накануне опалы светлейшего князя) в качестве подношения живых оленей, выговцы не преминули высказать ему свою благодарность «за прежднее превысокаго и человеколюбнаго господскаго заступления, имъже отъял еси от нас, бедных, гонения сень смертную». 6

   Гавным ходатаем по выговским делам в обеих столицах был Андрей Денисов, выдающиеся способности которого помогали ему с успехом выполнять эту хлопотную миссию.

   Кначалу XVIII в. относятся сведения о контактах выговцев с царицей Прасковьей Федоровной. Об этом сообщает Житие Андрея Денисова, написанное в 1780-х гг. и опирающееся на рассказы современников и устные предания о первом киновиархе. По свидетельству Жития, старший Денисов пользовался большим расположением вдовы царя Иоанна Алексеевича. 7 Выговского киновиарха (находившегося тогда в Москве) как человека искусного в Писании порекомендовал царице житель Олонецкого уезда, имевший подряд на строительстве ее дворца. Андрей Денисов, своим умом и знаниями завоевав доверие Прасковьи Федоровны и цесаревен, был допущен к чтению им древних книг. В Житии указывается источник этих сведений: им явился рассказ подрядчика, который позже постригся в Выговском общежительстве.

   Црица Прасковья Федоровна оказывала благодеяния всей Выговской пустыни. В ответ на подношение выговцев (посылку живых оленей) царица прислала короткое письмо со словами благодарности и с просьбой: «впредь прошю о лебедях и о жеравлях, буде мошно, промыслить». Когда она приезжала с цесаревнами на Марциальные воды, она вызвала из пустыни Андрея Денисова, и все время их пребывания он был вынужден жить на Петровских заводах, постоянно посещая царицу и беседуя с ней. Точно известно, что она находилась на Марциальных водах с дочерьми Анной (ее называет выговский агиограф) и Прасковьей в 1719 г. с зимы до осени. Житие Андрея Денисова сообщает о том, что позже императрица Анна Иоанновна вспомнила Андрея Денисова, читавшего книги ее матери.

   Хтя в настоящее время мы не располагаем никакими документальными подтверждениями связей выговского киновиарха с царицей Прасковьей Федоровной, все же этот факт нельзя признать невероятным. Дело не только в том, что вдова Ивана V была человеком набожным, любительницей старины и церковных обрядов, кормила нищих и странников, что вызывало насмешливые замечания Петра I. Прасковья Федоровна была из рода Салтыковых, а он имел тесные связи со старообрядчеством. Кроме того, описываемые в выговском Житии реалии вполне соответствуют действительности. Оставшись вдовой в 1696 г., царица выбрала своей резиденцией Измайлово, она жила здесь в деревянных хоромах, построенных еще при Алексее Михайловиче. Но в 1700 г. случился пожар, дворец сгорел и в 1702 г. был практически отстроен заново. Сохранившаяся подрядная запись свидетельствует, что строительство вели крестьяне Шунгского и Кижского погостов. 8

   Оределяющим в положении выговских пустынножителей времен настоятельства Андрея Денисова была их приписка к Олонецким Петровским заводам. Среди выговцев было много рудознатцев (местные крестьяне издавна занимались железоделательным промыслом), поэтому из всех трудовых повинностей на них чаще всего возлагались изыскание и подъем руды. В исследованиях, посвященных основанию и развитию Олонецких заводов, участие в их работе поморских старообрядцев специально не рассматривается. Однако, как показывают документы, обнаруженные нами в фонде канцелярии начальника Олонецких заводов А. С. Чоглокова (разряд XXVI Государственного архива Российской империи, ныне хранящийся в Российском государственном архиве древних актов), они участвовали в работе заводов весьма активно, а заводское начальство выделяло их из среды местного крестьянства.

   Вделовой переписке приказчика Повенецкого завода Герасима Традела с Чоглоковым упоминаются имена Андрея Денисова, Даниила Викулина, основателя Сергиева скита старца Сергия; благодаря их стараниям были обеспечены сырьем Повенецкий и Алексеевский заводы. В 1706 г. эта проблема стояла крайне остро, поэтому Традел постоянно держал Чоглокова в курсе всех новостей: «Данило Никулин послал из Суземка ис трех мест рудные опыты, и те ныне делают; каковы явятся, впредки к милости вашей отпишу» (2 июля); «А ищут все с прилежанием, и Сергий старец искать пошел же» (4 июля); «Вчерашнего числа писал ко мне Данил Никулин, что сыскали они внов на болоте руды много, чиста и непесочна» (29 июля); «В Суземке в трех местах руду подымают, и Данилова братства особь здымают же, лише дано от мирских скитов з десяток им в помощь. <…> Андрей Денисов з братом приехали и иные с ними есть же» (19 сентября). 9

   Иыскательская работа выговцев на Олонецких заводах была успешной (позже они открыли ряд месторождений для Демидовских заводов в Сибири). Начальники Олонецких заводов А. С. Чоглоков и позже В. Геннин и, конечно, управляющий Повенецким заводом Г. Традел высоко ценили участие пустынножителей в работе казенных предприятий, поскольку от их деятельности, требовавшей большого опыта и высокой квалификации, зависело обеспечение литейного производства сырьем. Для заводской администрации, состоящей по большей чести из мастеров-иноземцев, конфессиональная принадлежность старообрядцев не играла большой роли. Поэтому, например, Вилим Геннин, возглавлявший заводы с 1713 по 1722 г., не боялся оказывать открытое покровительство даже состоящим под следствием (по духовным делам) выговским наставникам. Благодаря связи с заводской администрацией пустынножителям удалось отвести от себя попытки синодальных миссионеров (в 1706-1708 и 1722-1723 гг.) устроить открытую дискуссию по вопросам веры.

   Хебная торговля также дала пустынножителям широкие контакты. Как свидетельствует историк пустыни Иван Филиппов, Андрей Денисов «нача у добрых людей на торг ис половины денег просити, добрые же люди денег ему в торг даяху»; эти ссуды увеличились, когда люди увидели «в торгу правду».10 По всей видимости, именно торговые дела свели выговцев с Михаилом Ивановичем Сердюковым, новгородским купцом, создателем первой в России искусственной водной системы – Вышневолоцкой, соединившей Балтийское море с Волгой. Когда в 1713 г. Семен Денисов был по обвинению в принадлежности к старообрядчеству заключен в новгородской тюрьме, Сердюков оказывал ему поддержку и даже просил митрополита Иова освободить узника на поруки. Бывший в это время в Новгороде выговец Леонтий Федосеев сообщал в общежительство об этом заступничестве: «Пребогатый яко заступлением, тако и милостию к юзнику Михаил Иванович Сердеков <…> упроси у архиерея, еже ему свободно ходити к юзнику и пищею удоволяти и, <…> паки получи у архиерея волю, свободно посещает юзника и робяток посылает к нему с пищею. Они, дети, чрез град и торг на блюдах пищу и в кувшинцах квас, яко к некоему <от> славных града преносяще, доносят во Орлову (темницу. – Е. Ю.)». 11 Позднее, в конце 1710-х гг. Сердюкову удалось выручить из заключения Ивана Филиппова, будущего историка пустыни.

   Сремление заручиться благосклонностью властей побуждало выговцев подносить подарки самому императору. Они пользовались случаями приезда Петра I на Олонецкие заводы и Марциальные воды, и тогда Андрей Денисов и Даниил Викулин по совету с братией и выборными от скитов «всегда посылающе своих посланных с письмами и с гостинцами к его императорскому величеству, с живыми и стреляными оленями и со птицами, во коней серых пару, а ово быков болших подгнаша ему». 12

   Всокое покровительство много значило для судьбы Выговского общежительства: положение старообрядчества было столь непрочно, что любой донос мог привести к закрытию и разгрому обители; возможность прибегнуть к заступничеству вселяла надежду на благоприятный исход дела и создавала условия для созидательной работы.

   Нвозможно переоценить заслуги Андрея Денисова в упрочении внешнего положения старообрядческого общежительства, но его деятельность по устроению киновии была гораздо более широкой и многогранной. Когда в 1705—1713 гг. выговцев несколько лет подряд преследовали неурожаи и голод и многие насельники покидали общежительство, киновиарху приходилось не только постоянно находиться в разъездах, собирая деньги и подаяние на пропитание общежителей, но также поучать братию от Божественных писаний сохранять крепость духа в посланном на них искушении. В 1706 г. в 20 верстах от мужского Выговского монастыря была основана женская обитель на реке Лексе. При Андрее Денисове построили пристань в Пигматке на Онеге, завели судовое строение. Когда в 1727 г. выгорело женское общежительство, наставник сам принимал участие в строительстве: рубил лес, сплавлял его.

   Првые киновиархи прекрасно понимали, что для выполнения главной цели – создания своего собственного, старообрядческого, мира – было недостаточно только построить кельи, возвести монастырскую ограду, обеспечить известный материальный достаток.

   Вэто тело следовало вдохнуть дух. Поэтому на Выгу было развернуто настоящее культурное строительство: создавались школы для обучения грамоте и пению, собиралась библиотека, переписывались необходимые книги; церковная жизнь получала формы, соответствующие такому крупному конфессиональному центру, каким становилось Выговское общежительство.

   Богатство выговской библиотеки стало общим местом многих работ по истории старообрядчества. Однако до последнего времени это собрание было известно только по описанию, выполненному в 60-х гг. XIX в.

   Е В. Барсовым и включающему краткие сведения о

   194 рукописных и 150 печатных книгах. Нам удалось обнаружить 73 рукописи из этого собрания, находящиеся теперь в различных книгохранилищах. Эта находка дает возможность дать более полную характеристику уникальному книжному комплексу. Состав библиотеки указывает на то, что она собиралась в соответствии с определенными целями. Потребности церковной службы обеспечивались как полным кругом богослужебных книг старой печати (в достаточном количестве экземпляров), так и древними рукописями, к которым в случае необходимости можно было прибегнуть за справкой. Книги для чтения включали Патерики, Четии Минеи, Прологи, жития святых, повести, сказания. Судя по содержанию рукописей из библиотеки и выполненных выговскими писцами списков с имевшихся у них оригиналов, старообрядческим книжникам, проводившим археографические разыскания по всей России, удалось собрать почти все письменное наследие Древней Руси; особое внимание они уделяли житиям северных подвижников, многие эти памятники дошли до наших дней благодаря трудам выговских книжников. Библиотека пустыни располагала также богословской, учебной и полемической литературой. Из числа редкостей, сохранившихся до наших дней, следует назвать сборник XII в., содержащий жития византийских святых Нифонта Констанцского и Феодора Студита и получивший в науке название «Выголексинского». На Выгу был список XV в. с Изборника Святослава 1073 г. В 30-х гг. XVIII в. рукопись решили переписать, для чего выговские книжники провели большую подготовительную работу: древнейшую лексику, ставшую к тому времени малопонятной, и южнославянизмы заменили русскими эквивалентами, местами сделали перевод целых фрагментов.

   В многом благодаря богатству книжного собрания первые выговские киновиархи стали широко образованными книжниками и начетчиками. Самым авторитетным был Андрей Денисов, которого уже современники называли «мудрости многоценное сокровище». Он много потрудился в сборе письменных и церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры; ездил по разным городам и монастырям, осматривая церковные древности и книгохранительницы. Сделанные им описания просмотренных отдельных рукописей Троице-Сергиева монастыря, московского Успенского собора и Патриаршего двора показывают, что Андрей Денисов прекрасно разбирался в рукописной книжности, мог определить древность письма, украшений, переплета.

   Эи обширные и глубокие палеографические знания в полной мере пригодились выговцам тогда, когда в начале XVIII в. «для борьбы с расколом» были написаны «Соборное деяние на еретика Мартина» и «Требник митрополита Феогноста», выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Даже посмотреть эти рукописи было непросто: они находились на Печатном дворе, лежали там на столе, но, как свидетельствует Житие Андрея Денисова, были прикованы «к стене изрядною цепию», при них неотлучно находился монах «белорускаго сущь прирождения», не позволявший внимательно рассматривать книги. Используя методы исторической и филологической критики, выговские книжники доказали подложность «Деяния» и «Требника». Они указали не только на хронологические, фактические и лингвистические несоответствия в тексатх этих книг, но также на палеографические несообразности: «Деяния» были написаны на пергамене, но «буквами белорусскими» «нынешняго века», переплет не доски, а картон, обтянутый кожей. «Дивимся чернилам, – замечали старообрядцы, – понеже черностию своею различиствуют качества письма залежалаго древлехаратейных книг». Детально и внимательно рассмотрев рукопись, поморцы заметили, что местами на пергамене проступает прежний, древний текст, который был соскоблен; тетради сшиты новыми нитками, видны места старых проколов; листы книжного блока легко раскрываются, «яко бы нынешняго времени с старых хартий новосложеннии шарплются». 13 Все эти соображения были обстоятельно изложены в «Дьяконовых ответах» 1719 г. и явились первым в России образцом научной критики источника.

   Андреем Денисовым была написана основная часть знаменитых «Поморских ответов» (1723), содержавших ответы на 106 вопросов синодального миссионера Неофита и ставших настольной книгой всего старообрядчества. Его перу принадлежит большое количество полемических сочинений и посланий, являющихся откликом на проблемы, волновавшие старообрядцев в первой четверти XVIII в., такие, как знамения пришествия антихриста, написание титлы на кресте, обличение «новых мудрецов».

   Пчти три десятилетия (с 1702 по 1730 г.) занимая пост выговского киновиарха, Андрей Денисов неустанно заботился о церковном благочинии. Сам выступал в соборной часовне с проповедями, поучая общежителей о страхе Божием, покаянии, вере, терпении, воздержании, целомудрии и других христианских добродетелях. Всего известно около 45 его проповедей. Кроме того, им были написаны 19 слов и посланий на церковные праздники. Андрей Денисов явился литературным учителем для своих современников и следующего поколения выговских писателей.

   Пимечательно, что выговская традиция сохранила воспоминание о характерных чертах человеческого облика Андрея Денисова: о его рассудительности, стремлении сохранить в братии мир и согласие, скромности в пище и одежде (на братские труды приходил в одеждах «уже многоплаченых», т. е. многократно зашитых и заплатанных), знании меры даже в «наказательстве поучительном», «ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше, яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше».

   Уер Андрей Денисов внезапно 1 марта 1730 г. в возрасте 56 лет. На его погребение собралось до двух тысяч человек, пришли не только общежители, но и крестьяне окрестных деревень. Семен Денисов сменил брата на посту настоятеля, продолжив его труды по упрочению основ и росту благосостояния старообрядческой киновии.

   Благодарная память о первом киновиархе сохранялась на протяжении всей истории общежительства. Сочинения Андрея Денисова постоянно переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках. С годами он стал восприниматься как символ славы всего общежительства и как его небесный заступник.

   

   Андрей Денисов.

   Орывки из сочинений

   СОВО НАДГРОБНОЕ

   ПТРУ ПРОКОПЬЕВУ. 1719 Г.

   

   Окуду же общежительство сие начало прият и како устроися, нужда нам вкратце объявити зде, да, сказующе о нем, еклисиарха14 тоя покажем, еклисиарха же повествующе, общежительство явим, да неведующие ведением, ведующии же памятованием15 обновят своя слуха. Ибо малая сия речка, или, кто како об нем помыслит, общежительство сие, глаголю, истече от источника великаго, Соловецкия, глаголю, преподобных отец и мирских молитвенников Зосимы и Саватия обители, яко благословением, тако чином и уставом. <…>

   Сце убо сие общежительство от пустынных и освященных отец первозачатием проистече, толиких же и таковых священных мужей благословением строительствовано бяше; егоже еклисиарх и соградитель и многоусердный ползователь бяше поминаемый раб Божий Петр. Но не таково бяше сие общежитие и особноскитское пребывание тогда, егда снидохомся16 , якоже ныне зрится. Бе бо тогда стадо Христово в сих поморских пустынях, аки в нощи бурней и темней, в гонительных волнениях и от бесчинных людей во обуревании, по пустыням и по местом страдалчески без чина и паствы скитающеся. <…>

   Еда же благодатию Божиею и благословением отец совокупихомся в сие общежительство в таковых пустых хлебонеродных местех, в толиких бурях и волнах неисчисленных, в толиких ратех и напастех беспрестанных, о, коликих трудов и потов в строителство сего общежительства воздолженствовало! о, коликих подвигов бедовметных17 и попечений многопечалных востребовало: телесное житие состроити и душевное спасение устроити, в неплодных местех прекормление примылити и душевную трапезу (да не гладом помрут) всегда уготовити, нивы лесораслыя с трудами пахати да и терновидныя нравы со многими поты истерзати, одеждами в нищих местех одеяти и общежительными святых отец обычаи ненавыкших людей украсити. Горы своевольныя поравняти, чащи миролюбных обычаев искореняти, сено со огнем разделити, воды страстныя застановити, возгорения похотная и яростная загасити, волны многочисленныя утишати, противо ратей премножайших ополчатися. Колицы же и какови противности и злодыхателни рати на церковь же и братство сие быша и суть.

   (РГБ. Собр. Егорова,

   № 425, л. 27 об. -28, 31-32)

   

   СОВО О ПОКАЯНИИ

   

   Яоже по мрачней и темней нощи сладкий дневный свет возсияет и по бури снежней зимней благоуханная тишина бывающи, многое утешение животным, многую сладость в мори плавающим подавает, тако по мрачнем беззаконии и по обуревании страстнем, егда свет страха Божия в душах возсияет, егда тишина покаяния возблагоухает, тогда благодатная весна возблистает и цветы добродетельныя в таковых возсияют.

    (РГБ. Собр. Егорова.

   № 1961, л. 7)

   

   ПСЛАНИЕ В. И. ГЕННИНУ.

   12 ОКТЯБРЯ 1721 Г.

   

   <…> Понеже, государь, от всерадостнаго благополучнаго пресветлаго царскаго величества, всемилостивейшаго нашего великаго государя всерадостным мирнаго благополучнаго состояния со шветскою короною18 благовещением ваше радостотворное превосходительство озарил еси обонежския страны, утешил еси поморская жительства, возвеселил еси и наше убогое пустынное житие милостивейшим объявлением данныя от царьскаго величества твоему благородию всерадостнейшия и благополучно торжественныя о мирном состоянии грамоты, юже услышавше, пустыннии общежители восторжествоваша; уведевше, особноскитяне возликовствоваша; почювше, вертепники и безмолвники радостно возблагодарствоваша. Моливенныя пустынныя храмы исполнишася благодарнаго к Богу песноглашения; келии и вертепы умножишася радостнаго к превышнему Владыце молитвоприношения. Вси общежители и скитяне о благополучии государьскомъ веселимся. <…>

   Веусердно же благодарствуем и ваше радостовестительное благородие, вернейшаго царскому величеству радителя19 , правдолюбителнаго командира, премудростроителнаго коменданта, многохитраго артилерии полковника, многомилостиваго нашего государя за всемилостивейшее возвещение толико благополучныя государьственныя всероссийския радости.

   (РГБ. Собр. Егорова. № 1992, л. 141—141 об., 142 об.)

   

   1 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб, 1862. С. 99.

   2 Юхименко Е. М. Изветные челобитные на выговских старообрядцев 1699 г. // Старообрядчество в России (XVII—XVIII вв.). М., 1994.

   С 197.

   3 Юхименко Е. М. Изветные челобитные… С. 198, 201.

   4 Там же. С. 197.

   5 РГАДА. Ф. 248. Оп. 4. Д. 190.

   Л 636.

   6 РГБ. Ф. 98. № 682, л. 89 об.

   7 ГИМ. Собр. Уварова. № 344,

   л. 137—144.

   8 Датиева Н. Государев двор на Измайловском острове // Царские и императорские дворцы: Старая Москва. М., 1997. С. 92.

   9 РГАДА. Ф. 26. Оп. 1. Д. 11579.

   Л 105–105 об., 113–113 об., 123,

   142 об. -143.

   10 Филиппов И. История… С. 139.

   11 Юхименко Е. М. Новые данные к биографии Семена Денисова // Русская литература. 1990. № 2.

    С. 170.

   12 Филиппов И. История… С. 140.

   13 Ответы Александра диакона. М., 1906. Л. 159; РГБ. Собр. Барсова. № 156, л. 131 об. —133.

   14 Церквоначальника (греч.), уставщика.

   15 Напоминанием.

   16 Сошлись, собрались.

   17 Несущих беду, опасных.

   18 Речь идет о заключении Ништадского мира (30 августа 1721 г.), ознаменовавшего победное завершение Северной войны.

   19 Советника.



назад


Яндекс.Метрика