Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 103 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 28 мая 2005 года

Размышления на Радоницу

   Около трех лет работает в нашем городе общественный комитет «За духовное возрождение». В этом году его состав расширился, объединив в своих рядах не только представителей основных религиозных конфессий, но и врачей, педагогов — всех тех, кого волнует духовное здоровье миасцев. Сегодня мы представляем вниманию читателей новую рубрику «За духовное возрождение», под которой будут опубликованы материалы, затрагивающие самые острые духовно-нравственные проблемы нашего общества.

   Рдоница… Окрашенный в тона светлой печали и надежды русский день, когда принято было на бесчисленных кладбищах и погостах Святой Руси возглашать усопшим сродникам и всем «от века преставльшимся православным христианам» радостную пасхальную весть: «Христос Воскресе»! Радоница — это Пасха усопших, это вера в то, что смерть как последнее разделение, разлука не всевластна, что Сам Воскресший Господь дает нам упование на всеобщее воскресение и встречу в преображенном мире — мире без смерти и зла. Самое главное — встречи с Ним и с теми, кого мы любим и помним здесь, на земле, и будем любить и помнить в Вечности.

   Ннешние оргии, настоящие языческие тризны, устраиваемые в этот день на кладбищах, — как далеки они от его подлинного смысла! Так же, как нелепая американизированная калька День поминовения далека от наших стародавних родительских. Что говорить: иные сейчас и главу города предпочитают именовать сити-менеджером, и родильный дом — бэби-хаусом. Все это — приметы настоящей духовной оккупации, которая — самое страшное — захватывает не только пространства, но и души. Это и приметы нашего трагического духовного упадка, утраты целостного народного самосознания — именно того, с чего начинается гибель народов и государств.

   Н все равно, несмотря на времена и нравы, люди спешат к родным могилам. Напомним, что именно «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» Пушкин, наш солнечный гений, считал залогом «самостоянья» человека, то есть как раз его духовной целостности, целостности его сознания. И по-настоящему радостно, когда люди заходят в такие дни в храм Божий, ставят свечи, молятся об упокоении душ своих сродников и знаемых. И это тоже — один из залогов того, что, как ни пытаются отравить сознание народа, как ни тщатся вытравить из него исконные традиции и идеалы, народ наш все-таки жив. И когда слышишь колокольный звон над кладбищем, видишь, как останавливаются люди, слушая этот звон, и десятки рук поднимаются, чтобы сотворить иногда еще и не очень умело, но искренне крестное знамение, понимаешь: действительно, пока звонят наши колокола, душа народа жива.

   Рдоница, родительский день, день памяти, молитвы и благодарности. Как сказал один из современных православных богословов, «вера дается лишь благодарным сердцам». Так не потому ли мы порой говорим об оскуднении веры в людях, что в нас оскудело чувство благодарности — близким, нашим родителям, дедушкам и бабушкам, нашим прадедам, Богу? Откуда же взяться благодарности, когда все больше и больше усиливается трагический разрыв между поколениями — трагический еще и потому, что слишком умелые и поднаторевшие во зле руки ниточку за ниточкой рвут и рвут некогда прочные скрепы традиции, освящающей род, родителей, Родину, подменяя исконное почитание старших дерзкой, крикливой и самоуверенной свободой, суверенитетом на западный манер.

   Ивот уже дети в школах изучают права ребенка, рассуждают о том, как избавиться от «родительского произвола» и т. п. И наши учителя — тоже чьи-то родители — безропотно объясняют ученикам, каковы же их права как независимых личностей, где же должен быть положен предел родительской опеке и т. д. А те, кто готовил, составлял, внедрял эти программы, радостно потирают руки: это ничего, что у них, у русских, яйца курицу не учат, еще как учат, еще как!

   Тким образом, родители, вообще старшие становятся для молодых глубокой архаикой, «предками», «черепами», «совками». Формируется тип сознания, основанный на высокомерном презрении к старшему поколению и вообще к прошлому, когда якобы «не умели жить». Скромность, самоотверженность, целомудрие, подвижничество — словом, все те качества, которые искони формировали душу русского человека, объявляются пережитками; взамен этого как своего рода программа действий моделируются и навязчиво внедряются в сознание незатейливые на первый взгляд рекламные слоганы: «Возьми от жизни все!», «Ведь я этого достойна!», «Имидж — ничто, жажда — все!» и как апофеоз этой безудержной гордыни и безумия — «Вливайся!» Вливайся в ядовитые мутные потоки поистине сатанинской антидуховности, становись не помнящим родства Иваном, которому никакого дела нет ни до родных святынь, ни до родных устоев, ни до родных могил — ни до чего, кроме как собственного гипертрофированно-раздутого «Я» и удовлетворения его непомерных потребностей. Именно эти «индивиды» и должны, по мысли архитекторов так называемого нового мирового порядка, стать кирпичиками в строящемся царстве беззакония, которое, с точки зрения православных христиан, и есть царство антихриста.

   Нивно полагать, что эти процессы объективны, что они связаны с общим развитием человечества, и противостоять им невозможно и безрассудно. Если бы не наша пассивность, теплохладность, наше равнодушие — многое можно было бы изменить. Если бы все мы, родители, педагоги, более вдумчиво относились к окружающей нас действительности, если бы мы не отдавали так безропотно и свои души, и души своих детей в сети тех, для кого православие и Россия — враг № 1, если бы мы действительно боролись за наши души — многое бы изменилось.

   Весто того, чтобы ужасаться невиданному растлению молодых, нужно дать им альтернативу — самих себя, свой образ жизни, свое отношением к церкви и Родине. Уровень давления на нас огромен, но и мы не бессильны, потому что за нами — бесчисленный сонм наших предков, Святая Русь и — «с нами Бог!»

   


Юрий ПОПОВ.



назад


Яндекс.Метрика