Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 103 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 28 мая 2005 года

Где будет нынче парк? Не там, где был вчера

   «Карусель удовольствий» — так называлось частное предприятие, которое два года развлекало горожан, оборудовав в парке автозавода разнообразные аттракционы. К ним выстраивались многолюдные очереди, особенно в праздничные дни: не избалованы миасцы подобными местами массового отдыха. Большой популярностью пользовалась и детская площадка. И вот парк снова опустел, как будто никогда не раздавался здесь веселый гомон детских голосов: аттракционы демонтированы и вывезены, детская площадка закрыта. Почему? Причины этого явления расследует корреспондент газеты.

   Не место отдыха, а защитная зона

   Пежде всего обратимся к специалистам федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Миассу и Карабашу.

   Вт что рассказал В. Долганов, заместитель начальника территориального отдела этой службы: «Лесопарк является санитарно-защитной зоной ОАО «АЗ «Урал». И организовывать там площадки отдыха нельзя, поскольку территория находится под влиянием вредных выбросов литейного производства, ТЭЦ. Аттракционы появились в парке благодаря волевому решению Владимира Григориади. В прошлом летнем сезоне была дана возможность частникам доработать, а затем они вывезли свое оборудование».

   Кк сообщил редакции инспектор по охране атмосферного воздуха Миасского городского экологического фонда Олег Дресвянников, вся территория парка находится в так называемой подфакельной зоне, то есть под непосредственным влиянием источников вредных выбросов, расположенных на промплощадке градообразующего предприятия. По словам эколога, в воздухе этой лесопарковой полосы превышается предельно допустимая концентрация диоксида азота, в нем также содержатся окись углерода, большое количество пыли, поскольку как раз мимо этого места проходит единственная грузовая дорога из Миасса в Карабаш. Инспектор экофонда видит два возможных пути решения вопроса. Во-первых, оснащение источников вредных выбросов ОАО «АЗ «Урал» и АО «УралАЗ-Энерго» очистными сооружениями по диоксиду азота. Во-вторых, перенос парка на другое место. Правда, оговаривается специалист, в первом случае проблемы это все-таки не снимет: уменьшение приземной (на высоте двух метров) концентрации диоксида азота будет все же незначительным — всего на 5-10 процентов, то есть, по его словам, парк остается в зоне «сверхлимитного загрязнения». Что касается второго пути, то в этом случае население города лишится единственного, по сути, места массового отдыха, останется заброшенным лесной массив.

   — Парк автозавода никогда не имел статус городского, — подтверждает главный архитектор города Сергей Дербенцев. Согласно его информации, по генеральному плану Миасса, разработанному еще в 90-е годы прошлого столетия, городской парк предполагалось разбить в зеленом массиве, расположенном на Ильменской возвышенности напротив станции техобслуживания (дорога в старый город). Но сейчас этот план, видимо, нуждается в корректировке. По словам Сергея Дербенцева, новый парк можно было бы разместить в районе ФОКа. Другие специалисты называют также территории поселков Дачный и Динамо.

   Жить можно, отдыхать нельзя

   Пзвольте, но в этом же месте всегда существовал парк, работал и детский клуб автозавода! — воскликнет бдительный читатель. И будет абсолютно прав. Более того, если вспомнить, что объемы производства на автозаводе в прежние времена во много раз превышали сегодняшние, и, соответственно, вредные выбросы были значительно мощнее, возникает закономерный вопрос: а почему же санитарные врачи и экологи не били тревогу раньше? Потому что в последние годы требования к нашей экологии становятся все жестче. В 2003 году пересмотрены санитарные правила и нормы, касающиеся санитарно-защитных зон предприятий. Вот только не всегда можно понять логику запретов или разрешений этих правил. Тут уж переходит на эмоции даже исполняющая обязанности администрации Ирина Серко: «Непонятно, почему ребенку можно ходить в детский садик или жить в радиусе санитарно-защитной зоны предприятия, а прокатиться с мамой на каруселях нельзя?» И действительно, согласно существующим нормам, для мест массового отдыха предельно допустимая концентрация того же диоксида азота должна быть в 0,8 раза меньше, чем в местах жилой застройки. То есть жить там можно, а отдыхать уже, получается, нельзя.

   Сраведливости ради следует сказать, что и администрация города, и руководство автозавода в минувшем году пытались на всех уровнях отстоять парк развлечений, прекрасно понимая, что он уже много лет является историческим центром отдыха миасцев. Но тщетно. Законодательный рычаг оказался сильнее.

   Экологии — зеленый свет

   Впроцессе выяснения отношений между промышленниками, экологами, санитарными врачами возник вопрос о серьезной экологической экспертизе деятельности ОАО «АЗ «Урал». По словам начальника отдела экологии завода Лидии Волковой, крупное предприятие никогда не имело проекта своей санитарно-защитной зоны. Сейчас такой зоной условно, согласно категории предприятия, считается территория на расстоянии 500 метров вокруг всего ограждения промплощадки. В течение ближайших полутора лет, как рассказала эколог предприятия, завод на собственные средства (а мероприятие это многозатратное) будет изучать влияние всех объектов, действующих на его территории, на воздух, воду, почву, подвергнутся оценке степень загрязнения, а также направление, скорость воздействия, расположение источников вредных выбросов.

   Ивозможно, границы санитарно-защитной зоны будут пересмотрены в сторону расширения. Уже сейчас рядом или внутри нее расположены жилые дома. Что же будет с этими районами дальше: расселение, компенсация экологического вреда жильцам?

   Н вина завода, считает Лидия Волкова, что он находится сегодня в центре города: так раньше велось жилищное строительство. Главное сейчас — свести негативное влияние от его деятельности к минимуму.

   Иподумалось еще: хорошо, что сейчас завод проведет такой анализ, и мы узнаем новые подробности о нашей экологии. А вот кто и когда сделает экологическую экспертизу миасских дворов и улиц: газовые атаки от выхлопов автомобилей, наверное, ничуть не лучше (а возможно и гораздо хуже) выбросов из заводских труб? Но такая экспертиза уже из области фантастики — никакой городской бюджет ее не выдержит. Так и живем. По принципу: где наша не пропадала…

   Дорога карусель к лету

   Иак, парка автозавода как места отдыха и развлечений у жителей города теперь не будет. Что же дальше? А дальше звонки и письма рассерженных читателей, недоуменные расспросы и негодующие жалобы: «В парке разруха! Где же гулять с детьми?» Параллельно возникает вопрос и по территории, прилегающей к комплексу «Медео» в машгородке: когда же будет проведено обещанное благоустройство?

   Чо касается торгово-досугового центра «Медео», то там, по словам Ирины Серко, возникли проблемы с местом расположения корта и детской площадки. Работа ведется, проект в стадии завершения. По парку автозавода исполняющая обязанности главы администрации подчеркнула: старый парк закрыт, но идею организации нового никто не хоронит. «Будем искать другую площадку. И она должна соответствовать двум критериям: экологической безопасности и экономической целесообразности. Планируемая территория будет подвергнута соответствующей экологической экспертизе. А предприниматели из числа инвесторов оценят предполагаемую проходимость, посещаемость места отдыха: себе в убыток никто работать не будет».

   Сгласно новому закону о местном самоуправлении, рассказала Ирина Серко, утверждение проекта по городскому парку пройдет в форме публичных слушаний, так что каждый желающий сможет высказать свои мысли, замечания, предложения — общественное мнение в этом вопросе будет учтено полностью. Понятно только, что произойдет это совсем не скоро, поскольку самого проекта нет еще и в помине.

   


Марина БЕЗРУЧЕНКО.



назад


Яндекс.Метрика