Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 226 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 30 ноября 2004 года

ВИКТОР КОРМАН: «РЕФОРМЫ НА АВТОЗАВОДЕ — ПУТЬ СЛОЖНЫЙ, НО ИНТЕРЕСНЫЙ»

   Нет ни одного миасца, которого не касалось бы и не интересовало положение дел на градообразующем предприятии — хотим мы того или нет, а именно оно так или иначе делает «погоду» в городе и в нашем доме. Сегодня в гостях у «Миасского рабочего» генеральный директор автомобильного завода «Урал», доктор экономических наук Виктор Христофорович Корман.

   Остановку на градообразующем предприятии его генеральный директор определяет как рабочую и управляемую. Идет исполнение бизнес-плана, объем производства за 10 месяцев вырос на 9 процентов, объем реализации продукции — на 24 процента. За этими цифрами — экономический рывок, подобного которому не было в истории завода за последние годы. Ровно год назад ситуация в дивизионе «Большегрузные автомобили» холдинга «РусПромАвто» оценивалась как неэффективная, проще говоря, «наработали» 200 миллионов убытков. За год и на АЗ «Урал», и в дивизионе в целом удалось выйти сначала на безубыточный уровень, а концу года получить неплохую прибыль.

   

   Откуда успехи?

   Большие достижения на пустом месте не возникают, и «революцией в отдельно взятом цехе» тут не обойтись. Руководство АЗ «Урал» начало с корпоративной философии: на заводе внедряется концепция «бережливого производства», разработанная концерном «Тойота» и принесшая этой фирме лидирующее положение на мировом рынке. Воплощенный в жизнь принцип «Думай о заказчике», например, полностью исключает дефектную продукцию. Если еще недавно каждый пятый сошедший с конвейера «Урал» не соответствовал некоторым параметрам качества, то уже в этом году почти 100% продукции миасских автомобилестроителей принимается без замечаний.

   Упеха удалось добиться, переобучив шесть с половиной тысяч заводских специалистов: они теперь прекрасно разбираются в идеологии, принципах, процессах «бережливого производства». Обеспечение эффективности автозаводского бизнеса начинается на рабочей площадке: здесь ежедневно проводятся оперативные совещания продолжительностью не более 15 минут, стоя — «прозаседавшиеся» современному производству не нужны, как не нужны лишние перемещения, неоправданные запасы товарно-материальных ценностей (за прошедший год удалось вернуть в оборот почти триста миллионов «омертвленных» рублей). Исключены простои главного конвейера — с ноября завод работает без сверхурочных. Плюс снижение остатков готовой продукции на складах, оптимизация затрат во всех сферах производства — отсюда и прибыль.

   

   Новое мышление

   Нвая философия обязывает каждого работать над совершенствованием своего труда и выдавать предложения по его эффективности. На сегодняшний день их подали уже две с половиной тысячи автозаводчан. По словам В. Кормана, «белые воротнички», руководители высшего и среднего звена, в борьбе за оптимизацию производства тоже заметно подтянулись. Каждый должен разбираться в ключевых факторах успеха предприятия, и понятия «оборачиваемость», «кредиторская и дебиторская задолженность» близки не только финдиректору. На заводе три года активно внедряется интегрированная система управления производством фирмы «BAAN»: она предполагает 2000 рабочих мест, оснащенных новейшими компьютерами. В декабре текущего года менеджеры предприятия будут иметь возможность вычислять себестоимость продукции в реальном времени — в этом вопросе мы впереди всех российских автозаводов. Большую часть управленцев составят переобученные заводские специалисты, но эти места — хорошая перспектива для образованной миасской молодежи, нынешних студентов.

   

   С поправкой на статус

   З последние два года российский рынок наполнился высококачественной продукцией машиностроения. Конкуренция очень жесткая. Рост цен на сырье и комплектующие для автомобильного производства с начала года составил 28%. А готовая продукция миасского автозавода подорожала только на пять — иначе пришлось бы забыть о конкурентоспособности. Тем не менее, как бы ни был суров рынок, есть отступления от капиталистической идеологии. Руководство АЗ «Урал» никогда не забывает о градообразующем статусе предприятия. Система бережливого и рационального производства ведет к оптимизации численности работников на заводе, тем не менее сама по себе она не стала причиной их увольнения. По словам

   В Кормана, за год естественная убыль на предприятии составила тысячу человек, сокращены 340 — до конца года эта цифра не превысит 500 человек. Сейчас государственную регистрацию проходит новая дочерняя структура завода — строительная компания. Предположительно, персонал этого предприятия могут составить высвобождающиеся работники ОАО «АЗ «Урал».

   

   О зарплате

   П словам В. Кормана, менеджмент завода формирует качественно иную психологию работников по отношению к заработной плате — деньги нужно не распределять, к чему мы все привыкли при социалистической системе, а зарабатывать. Если специалист на сегодня способен работать за двоих-троих — у него есть возможность это делать и получать соответствующее вознаграждение. Например, на главном конвейере, по оценкам экспертов, внедрявших принципы «бережливого производства», имеется излишняя численность.

   Внастоящее время на автозаводе активно переходят к работе бригадами, которые по сути будут «государствами в государстве», маленькими компаниями. Бригадир наделен ответственностью и определенными полномочиями, в частности, правом перераспределять заработную плату согласно коэффициенту отдачи каждого работника. На линии сборки кабин в настоящее время достаточно было бы и половины существующих специалистов. Бригаде предложили сокращение численности с предоставлением выбывшим других рабочих мест и повышением заработной платы оставшимся на 70%. Но, по словам

   В Кормана, пока не все заводчане готовы к переменам — сказывается многолетняя привычка к распределению и плановому методу.

   Вэтом году поднята зарплата низкооплачиваемым категориям работников завода — до 3 тысяч рублей, включая добровольное медицинское страхование. Сейчас средняя зарплата по предприятию — 6200 рублей, и ее уровень выше, чем аналогичный показатель по области в машиностроительной отрасли. В следующем году, по словам нашего гостя, руководство завода постарается компенсировать работникам рост инфляции — повысить зарплату не менее чем на 10%.

   

   Экономика и политика

   Н вопрос нашей редакции, будет ли топ-менеджер АЗ «Урал» в дальнейшем участвовать в каких-либо выборах, В. Корман ответил отрицательно. Политическая составляющая его жизни на сегодня — партия «Единая Россия» и исполнение наказов жителей своего избирательного округа, поскольку он является действующим депутатом городского совета. Завод, по его словам, проходит сложный и интересный период реформации, этим процессам ничто не должно мешать.

   Иак, на автомобильном заводе «Урал» объявлена революция — не только в экономике, но и в умах людей. Если на крупнейшем предприятии получится все задуманное, Миасс имеет шансы на прорыв. Город ждет.

   


Записала Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.



назад


Яндекс.Метрика