Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 40-41 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 8 марта 2003 года

В ПОЛИТИКУ МЕНЯ ПРИВЕЛО ОБОСТРЕННОЕ ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ

   СТАРОСТЕНКО Александра Ивановна.

   Рдилась в деревне Деревково Тверской области в семье строителя и домохозяйки. Здесь же окончила среднюю школу.

   В1968 году поступила в Ленинградский технологический институт холодильной промышленности, который окончила в 1973 году.

   ВМиассе живет с 1974 года. Приехали сюда по распределению вместе с мужем Владимиром Григорьевичем и вот уже скоро тридцать лет работают в Государственном ракетном центре: Александра Ивановна — инженером (сейчас — по конверсионной тематике), Владимир Григорьевич — начальником сектора.

   Всемье трое сыновей: Сергей окончил ЮУрГУ, живет и работает в Челябинске; Василий — студент 5 курса МФТИ; Матвей учится в 11 классе школы № 10.

   Смое серьезное увлечение у Александры Ивановны — общественная работа и политика.

   Ворой созыв подряд избирается депутатом городского Совета.

   Мчтает о внучках.

   

   Жнщина и политика, женщина и власть. Тема эта не нова. Она периодически вспыхивает, бойко дискутируется и опять затухает, а политика как была, так и остается преимущественно занятием мужским. А может, это и правильно? Ведь политика — дело непростое и нелегкое, да и что там — часто просто грязное. Стоит ли женщине ввязываться в это?

   Н, думаю, сколько бы мы ни рассуждали на эту извечную тему, сколько бы ни приводили доводов и аргументов, решать вопрос: быть или не быть? — самой женщине. И вернее этого ничего нет.

   Александра Старостенко для себя эту проблему решила давно: быть! И вот уже второй срок «отбывает» в городском Совете. Женщин в нашем законодательном органе из 25-ти депутатов всего шестеро. Зато каких! Четверо из них избраны во второй раз. Согласитесь, это все-таки показатель доверия людей, их избравших.

   Кгда-то Некрасов написал о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Такая женская характеристика не всем кажется привлекательной. Но так было во времена поэта, так осталось и сейчас: чем тяжелее воз, тем активнее впрягается в него женщина. Почему так происходит? Об этом наш разговор с Александрой Старостенко — депутатом вдумчивым и чрезвычайно работоспособным, женщиной эмоциональной и по-некрасовски решительной, человеком справедливым и очень неравнодушным.

   

   — Александра Ивановна, вы уже второй выборный срок во власти. Зачем вам это? Характер такой деятельный? Уверенность, что это нужно людям? Или, может, какие-то нереализованные амбиции?

   — Это, скорее всего, обостренное чувство справедливости. У меня это с детства. Сколько себя помню, всегда за кого-то заступалась, что-то отстаивала в школе, в институте. Была заместителем секретаря комсомольской организации. Видимо, это в крови...

   — Вы человек семейный, а общественная работа отнимает немало времени и нервов. Муж мирится с этим?

   — Да теперь уж смирился, тридцать лет вместе. Политикой он тоже интересуется, но он человек не публичный, рассуждает о нашей жизни более спокойно и здраво. И наши взгляды не всегда совпадают, но на отношениях это, конечно, никак не сказывается. Я очень благодарна ему за помощь и понимание, за то, что дома у меня прочный тыл, за то, что никогда он не делил работу на женскую и мужскую.

   — Нынешний городской Совет по своему составу заметно отличается от Совета прошлого созыва. Вы когда-нибудь пытались сравнить их, провести параллели?..

   — Да, я не раз думала об этом. Но сравнению они поддаются с трудом. Сейчас у нас совсем другая ситуация. В прошлом Совете один человек был и главой города, и Совет возглавлял, поэтому депутаты остро чувствовали его давление. Сейчас глава и председатель горсовета — два разных человека. Да и депутатский корпус такой, что на него особенно не надавишь. В его составе много директоров, руководителей. Они люди занятые и не всегда с ходу могут вникнуть в глубинную суть вопроса. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что директорский состав живет несколько в другом измерении. У него другой уровень обеспеченности, а значит, и отношение к жизни иное. И тут мы, депутаты «от сохи», вносим в Совет видение проблем глазами простых избирателей, потому что мы не так от них оторваны. Часто случается, что на многие вещи мы смотрим по-разному. Это, кстати, не так уж плохо, когда проблема рассматривается с разных точек зрения. И я не могу сказать, что к нашим доводам не прислушиваются. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда выхода просто нет, и тогда приходится принимать непопулярное решение.

   — Александра Ивановна, вы пришли в городской Совет депутатом от «Яблока». Вас не разочаровала позиция этой партии, несколько рафинированной, интеллигентской (не в самом лучшем смысле), всегда стоящей в оппозиции?

   — Нет, не разочаровала. Я остаюсь членом этой партии. И думаю, что ее позицию не всегда правильно толкуют. Было время, когда все, что делало и утверждало «Яблоко», телевидение передавало только в собственных комментариях, не давая возможности выступить лидерам партии. Но жизнь не раз и не два подтверждала, что все, о чем заявляет «Яблоко», рано или поздно становится истиной. Возьмите хотя бы войну в Чечне. Многие, наверно, уже забыли, что движение «Яблоко» первым выступило против нее. Тогда это многими осуждалось. А сейчас все дозрели, что эта война никому не нужна. Думаю, что нам всем надо не просто слушать чьи-то комментарии, но и самим размышлять и анализировать.

   — Как вы считаете, человек, занимающийся политикой, должен быть компромиссным?

   — Думаю, что да. Мне вот этого не хватает. Восточной тонкости у меня нет. Но и камень за пазухой я никогда не держу. А вообще умение компромисса — это, наверное, искусство, которому всем надо учиться.

   — Если бы у вас появилась неограниченная власть на день, на неделю, как бы вы ею воспользовались?

   — Наверное, никак. День или неделя — это ничтожно мало. Даже за год немногое можно успеть. Машина власти страшно инерционна и уже давно запущена, к тому же у нас к власти традиционное, стойкое недоверие. Думаю, для того, чтобы ею сполна воспользоваться, надо сперва сформировать уважение к власти у народа. А для этого власть сначала сама должна научиться народ уважать.

   — А вообще городской Совет — это власть?

   — Да, власть. Хотя зачастую эту власть мы ощущаем только де-юре, но не де-факто. Потому что при нашей системе распределения ролей деньги находятся у главы, а бюджет принимаем мы, но наполовину фиктивный, так как слишком уж он ограничен. Наша власть была бы куда больше, если бы, как в нормальных государствах, бюджет у нас не зависел от чиновника. Но мне кажется, что все-таки все идет к тому, чтобы эта власть встала на ноги. Но тут и от депутатов многое зависит. Мне кажется, что наш Совет не всегда бывает последовательным и принципиальным. Вот, к примеру, как получилось с аудиторской проверкой коммунального хозяйства. Решили не повышать тарифы на коммунальные услуги до тех пор, пока не проведут аудита, но начался новый год, цены взметнулись вверх, и депутаты отступили от своего слова.

   — Мы с вами заговорили о цивилизованных государствах, где с властью больший порядок, чем у нас. В этом смысле Россия всегда кивает на Америку. В прошлом году вы там побывали. Интервью тогда взять у вас как-то не получилось, спрошу сейчас: что вас больше всего поразило в этой стране (если, конечно, что-то поразило). Совпали ли ваши представления об Америке и американцах с теми, которые в нас формируют газеты и телевидение?

   — Больше всего меня поразила чистота и ухоженность домов и улиц. Именно то, чего нет у нас. Когда возвращались из этой двухнедельной поездки, особенно бросились в глаза несметные свалки вдоль железной дороги. Ну, а представления... В чем-то, конечно, совпали, особенно в каких-то в бытовых мелочах. Американцы, так же, как и мы, — разные. Но к нам отношение было доброжелательное. Обратила внимание также на то, что у них на телевидении нет такого обилия насилия, как у нас, и ведущие на ТВ у них все в возрасте, видимо, к ним у зрителей больше доверия, чем к молодым. Еще американцы не принимают дорогие подарки. Мы обменивались с ними сувенирами, так они даже ручки отказывались брать, только значки, детские рисунки.

   — Давайте вернемся к женской теме. Как вы считаете, в России есть женщины-политики уровня Маргарет Тэтчер, которые могли бы, к примеру, пойти на президентские выборы на равных с мужчинами?

   — Конечно, есть. Просто мы им почему-то меньше доверяем. Хотя, наверное, можно согласиться со словами министра Норвегии о том, что мужчины придут, все развалят, а потом женщинам отдадут. Думаю, что и мы рано или поздно к этому придем.

   — А у нас в городе есть женщина, которая могла бы выставить свою кандидатуру на выборы мэра?

   — Пока нет. Не потому, что женщина не сможет потянуть этот воз. Население к этому еще не готово, к женщинам-политикам у нас относятся с недоверием. Да и многие вопросы у нас пока еще решаются не в рабочих кабинетах, а, к примеру, в мужской бане.

   — А чем, по-вашему, политик-мужчина отличается от политика-женщины?

   — Мужчина, как правило, более рационален, а женщина чаще руководствуется эмоциями, а это иногда мешает. Но женщина менее равнодушна. А я считаю, что равнодушный человек — это самый страшный человек. Женщина же в нашем обществе гораздо чаще сталкивается с несправедливостью, поэтому она и чувствует все гораздо тоньше и острее.

   — Александра Ивановна, давайте напоследок несколько блиц-вопросов. Продолжите фразы:

   — Последний раз мне было стыдно...

   — Мне всегда очень стыдно, когда вижу обездоленных ребятишек на улицах. Не могу избавиться от чувства вины перед ними. И очень тяжело переживаю, когда вижу таких же обездоленных стариков.

   — Больше всего люблю, когда...

   — ...общаюсь с людьми с острым, смекалистым, ироничным умом. И, конечно, очень люблю, когда дома собирается вся наша семья. Большего праздника не бывает.

   — Ужасно злюсь, если...

   — ...меня обманывают или говорят неправду. Я и детям всегда говорила: накажу не за то, что сделал, а за то, что соврал. Злюсь на себя, когда не могу в чем-то убедить оппонента. Долго потом в уме прокручиваю доводы, которые не смогла вовремя привести, и злюсь.

   — Если бы у вас неожиданно появился миллион, на что бы вы его потратили?

   — О-о! Если бы миллион рублей, купила бы для своей семьи квартиру: до сих пор живем в проходной «двушке». Больной для нас вопрос. А если миллион долларов, то половину бы потратила на семью и детей, а вторую половину — на благотворительность. Если деньги ниоткуда сваливаются, нужно тратить их на добрые дела, тогда они добром и вернутся. А вообще мы никогда не были обеспеченными, поэтому и голову о том, как потратить деньги, не ломаем. Главное — дать детям образование.

   — Пожелайте что-нибудь в день праздника своим коллегам по работе, женщинам-депутатам, всем горожанкам.

   — Мечтаю увидеть в этот, и не только в этот, день как можно больше улыбающихся женских лиц, чтобы хоть ненадолго спал со всех нас груз отрицательных эмоций, чтобы не теряли наши женщины способность удивляться, чтобы у каждой была рядом надежная опора, чтобы радовали дети — для женщин это очень важно. А еще — терпения. Нам без него никуда. С праздником всех! Будьте здоровы, будьте счастливы!

   


Беседовала Нина НИЗАМУТДИНОВА.



назад


Яндекс.Метрика