Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 34 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 5 марта 2009 года

Загадка Аушташа

   Как-то во время разговора промелькнула мысль: а Миасс-то, по сути, пограничный город. Необычное для нас словосочетание. Но граница та в 20 километров у бывшего казачьего села Устиново. Не стоят там, слава Богу (и скажет кто-то — Аллаху), полосатые столбы, однако мы уже в другой республике. Башкортостан... Живя рядом, постоянно соприкасаясь всеми гранями человеческой деятельности, знаем о нем очень мало. Об истории, обычаях, преданиях этого народа, богатого на переплетения различных родов и национальностей так же, впрочем, как и у русских.

   О Миасса Учалинский тракт прям, стрелой пролег на юг. На полпути, у деревни Тунгатарово, замелькают перила моста через реку Уй. Оглянешься — широка уже лента то голубого, под цвет неба, то стального потока. Истоки его — за высокой горной грядой, поднявшейся справа. Там, на юном Уе, бок о бок три деревни. Самые первые на этой реке.

   Гворят, основали их братья Шарип, Кожай и Азнаш. Деревням под 200 лет. Народ же до сих пор привержен родственной связи. И в праздники, и в дни печали старается быть вместе. У тех деревень земля обильна и щедра. Здесь встретились тайга со степью, горы с равниной. И в недрах разнообразие пород. И прошлое притягательно глубиной познания предков, таинственной силой преданий.

   ВШарипово, на взгорке, недалеко от речной плотины, стоит памятник. Обычный памятник необычному человеку Зайнулле Расулеву — религиозному деятелю, знаменитому башкирскому ишану, врачевателю с даром пророчества. В начале XIX века прозрачные воды Уя здесь пели ему колыбельную. Каменной шапкой — шлемом батыров нависал над речной долиной Уй-таш. Манил и звал в заоблачные выси. Быстрый, как ветер, молодой скакун не раз уносил его к каменистым склонам хребта Нуралей. Ласкал хрустальной волною Аушкуль. И крутой тропой вел к прозрению горный конус Аушташа. Все это вошло в глубины сердца человека с нелегкой судьбой.

   Двятнадцатый век был золотым веком не только для русской культуры. В башкирской литературе развивается просветительское направление, народная публицистика. В это время сын муллы Расулева постигает азы наук у бухарского учителя в соседней деревне Малый Муйнак. А в 1851 году уезжает в Троицк. В 16 лет шариповский юноша отправляется в долгий путь за знанием, за постижением истины. У имама первой каменной мечети Троицка Зайнулла — любимый ученик. Наставник у него опять из Бухары — Ахмед бен Халид аль Минкари.

   Хлидия — это наиболее влиятельная группа приверженцев суфизма. Расулева тоже будут звать… Зайнулла аль Халиди.

   Псле 7 лет обучения его назначают в Верхнеуральский уезд имамом мечети деревни Аккужа. Здесь он основывает учебное заведение — медресе. И появляются у него первые ученики. В том же году едет в деревню Сардаклы под Челябинском. Там Расулев вступает в суфийское братство Накшбандия.

   Сфизм — это религиозно-философское учение, одно из направлений ислама. Приверженцы его — суфии. Их цель — духовное очищение, непосредственное познание Аллаха. Суфизм вобрал в себя идеи античной философии и теософии, соединил культовые традиции, народные верования с предписаниями Корана, создал организационную форму движения — институт братств. Братство Накшбандия было самым влиятельным среди башкир и татар, да и почти у всех тюркских народов. Бухара и Самарканд — основные его центры.

   Н в 1870 году путь имама Зайнуллы пролегает не в древние среднеазиатские города. Он отправляется в паломничество — совершает хадж в Мекку. Одна из главных целей поездки — Стамбул. Турецкий Истанбул становится средоточием религиозности и обучения мусульман. Бухарская традиция теряет свою значимость.

   Рсулев посещает ученых мужей и среди них находит учителя — шейха. Как щедры бывают упавшие вовремя на благодатную почву семена! Сорок дней в уединении… и освоение методов мистического постижения истины! Зайнулле присваивается звание полного, совершенного халифы — духовного преемника. Он получает право на обучение и принятие в братство.

   Иснова Аккужа, родные места. Здесь только за один год проповеди 7 тысяч человек становятся его учениками. Но введенные новшества в практику суфизма вызывают враждебное отношение у традиционных религиозных кругов. И летят в Духовное мусульманское управление Оренбурга обвинения в ереси, в искажении исламского вероучения.

   Рзультатом этой «кампании» стал арест шейха Зайнуллы. Восемь месяцев содержался он в златоустовской тюрьме. А в январе 1873 года был сослан в Вологодскую губернию. Так шейх — суфийский старец оказался на севере России. Через три года его перевели в Костромскую крепость, затем в татарскую деревню.

   Куты склоны Аушташа! Относительная высота всего-то 230 метров, а какой тропой с какой бы стороны ни пошел — тяжел подъем! Но будешь вознагражден необычной, величественной красотой гор, долин, селений и круглого, как блюдо, озера. Аушкуль... берега в россыпи яшмы, вода мягка и чиста! Зеркальная гладь отразит пирамиду горы Ауша, феерические краски заката...

   Свершины на любую сторону взгляни — на север ли с чуть просматривающейся телевышкой Ильментау, на запад ли с изрезанными склонами Нуралей — все влечет и притягивает взгляд! Но прежде наверху в кругу накиданных камней взору предстанет старая береза. А у ствола ее будто на пьедестале расколотая каменная плита. На ней арабской вязью текст. Утверждают, что раньше она лежала сверху памятника, сложенного в виде пирамиды. И была целой. Скол разрушил одну из пяти строк.

   Буквы в плите выбиты Зайнуллой Расулевым. На обороте словно проба пера — начальные строки. Однако не понравились что-то имаму. Заново, на другой уже стороне — полный текст. Что заставило его заниматься непривычным делом? Тяжесть камня, подъем с грузом по крутому горному склону. Что?..

   Кига А. Зарипова «История Башкортостана» написана по-башкирски. Но именно в ней были данные, интересующие нас. Благодаря директору школы в Аушкулево Р. Султанмуратову узнали их перевод. Одним из проповедников ислама при правлении Берке-хана (1255-1266) был шейх Мухаммет. Он жил в окрестностях Аушкуля и занимался миссионерской деятельностью. Его жизнь вскоре трагически оборвалась. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите: «Это проповедник веры шейх Мухаммет Мигнан Алуса — 651 г. во времена Берке-хана — государство Берке-хана».

   651 год по официальному летоисчислению — это 1237 год нашей эры. Но годы правления хана и смерти проповедника не совпадают... двадцатилетняя разница! И что интересно, оказывается, у плиты была предшественница…

   Продолжение в следующем номере.

   


Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ



назад


Яндекс.Метрика