Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 187 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 7 октября 2008 года

Что есть «истинное родиноведение»?

   На первых в России цветных фотографиях запечатлен и город в Золотой долине

   Необычная выставка русского фотографа Сергея Прокудина-Горского открылась недавно в фойе филиала ЮУрГУ. Цветные фотоизображения России начала XX века, в том числе Миасса, приводят в восторг посетителей, неизменно задающих один и тот же вопрос: «Это вы черно-белые фотографии раскрасили, что ли?» На что создатели выставки, члены студенческого фотоклуба «Митенки», отвечают: «А вы сначала прочитайте, что здесь написано…»

   Показать величие империи

   …И подходят. И читают написанное на стенде. И смотрят снимки снова, но уже другими глазами. И замолкают, преклоняясь перед высочайшим искусством русского мастера светописи, сумевшего первым получить цветные снимки самых разных уголков Российской империи.

   Хмик по образованию, всю свою жизнь посвятивший развитию фотографии, Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал собственный метод цветной съемки, используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный, зеленый, синий). На стеклянную черно-белую пластину, установленную в фотокамеру, делались последовательно три снимка одного сюжета через три фильтра разного цвета. При одновременном проецировании на экран они накладывались один на другой, создавая полноценное цветное изображение.

   Сособ цветного проецирования, гениально простой и в то же время дающий потрясающий визуальный эффект, заинтересовал императора Николая II, который поддержал проект Прокудина-Горского по созданию фотообзора Российской империи.

   Цль проекта была в первую очередь познавательная: ознакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов великой страны. Как говорил позже Прокудин-Горский, это был «единственный способ показать русской молодежи всю мощь, все значение, все величие России…»

   Пять лет, две тысячи снимков

   Дя оснащения экспедиции по велению царя фотографу выделили переоборудованный в фотолабораторию железнодорожный вагон, пароход с командой, малый пароход, способный идти по мелководью, моторную лодку, а также автомобиль «Форд», пригодный для передвижения по труднопроходимым участкам Урала и его окрестностям. Кроме того, Прокудину-Горскому выдали на руки письменное предписание с указанием «повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие».

   Првый в истории страны фотоэтнограф провел в поездке по России пять лет, посетив одиннадцать ее регионов, сделав тысячи снимков и прочитав десятки лекций с демонстрацией отснятых слайдов: Мариинский водный путь, Туркестан, Бухара, Волга, Кавказ, Дагестан, Мурманская железная дорога, Урал. Страна предстала на фотографиях Прокудина-Горского во всем своем многообразии: русские церкви и монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска, купцы и крестьяне, станки на фабрике, турбины гидроэлектростанции, сплав леса, обед на покосе, монахи за работой, еврейские мальчики с учителем, прессовальный станок для сена, Эмир Бухарский...

   Пследняя выставка снимков Прокудина-Горского состоялась в 1918 году в Зимнем дворце. После смерти фотографа уникальные фотоизображения России, сделанные на стеклянных негативах, были куплены у его наследников библиотекой Конгресса США.

   Кким же образом спустя 90 лет фотографии русского фотохудожника появились в Миассе? По словам руководителя фотоклуба «Митенки» Михаила Терентьева, первым имя Прокудина-Горского как пионера цветной фотографии, имеющего в своем творчестве уральскую страницу, упомянул в книге «Фотография на память» хранитель коллекций музея «Уральская фотография» Евгений Бирюков.

   Н одном из занятий Терентьев рассказал студентам о Прокудине-Горском. Любопытная информация привлекла внимание старосты клуба Сергея Сафронова, который не один час провел в Интернете в поисках заинтересовавших его фотографий. И нашел-таки!..

   Ооло года ушло на отбор снимков для выставки, на поиски их названий. Накануне 55-летия ЮУрГУ экспозиция открылась.

   На встречу с Историей

   Ообенно интересно разглядывать уральскую серию снимков. Миасс представлен всего на одном, зато много златоустовских. И если гора Таганай за сотню лет мало изменилась, то этого никак не скажешь ни о железнодорожной станции, ни об улицах, домах и храмах соседнего города. Давно стали историей выхваченные острым взглядом фотографа и стрелочник-башкир, и рыболов на реке Исеть, и рабочие, занимающиеся накаткой дров для обжига руды, и военнопленные австрийцы, и бывший мастер Златоустовского завода Андрей Петров Калганов, который, как указано в подписи к снимку, «на службе был 55 лет, от роду 72 года; имел счастье подносить хлеб-соль императору Николаю II».

   Ждно всматриваясь в выражение лиц, в детали одежды и интерьера, словно вживаешься в реальность фотоизображения и начинаешь ощущать свою причастность к великой истории, к ее событиям. И становятся понятными слова из приведенной на выставочном стенде цитаты: «Когда картинам С. М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное РОДИНОВЕДЕНИЕ. И в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное положение между культурными странами…»

   Мого говорим о патриотизме в последнее время. О том, как его возрождать, какими словами прививать… А не надо словами. Лучше делами. Просто прийти и посмотреть. И восхититься. И гордость почувствовать: вот она, оказывается, какая — моя Россия!

   Шольники уже ходят на экскурсии в ЮУрГУ. И златоустовцы просят дать им возможность ознакомиться с Россией начала XX века. Интерес есть. А раз есть интерес — и любовь к Родине тоже будет.

   Пспешите и вы на встречу с Историей.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика