Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 184 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 2 октября 2008 года

168 часов

   Гроду нынче 235 лет. О чем бы любопытном рассказать нашим читателям накануне этой даты? Отмечая взглядом новые дома, микрорайоны, уйму всевозможной рекламы, я ходил по улицам и не мог определиться с выбором темы. Помог мальчонка. Он шел с отцом и крепко держал его за руку.

   — Пап, а телевышку как, вертолетом поставили?

   М поравнялись, и я невольно взглянул на них. Вот уже и новое поколение шагает в жизнь.

   Тидцать с лишним лет прошло с конца марта 1977 года, что положило начало отсчету незабываемым дням уникального и первого в Советском Союзе возведения с помощью вертолета-крана почти стометровой телевышки в нашем городе. Работы велись на высоте более семисот метров над уровнем моря. Все эти годы в моем архиве хранятся десятки неопубликованных снимков. В них дух того времени.

   Вобласти было принято решение о строительстве в горнозаводской зоне пяти телебашен. Миасскую планировалось установить рядом с уже существующим зданием ретранслятора на вершине Ильменского хребта. За предыдущие годы там были проведены подготовительные работы: снят верхний слой грунта, залит высокопрочный фундамент, и сооружен нижний ярус телебашни.

   Осуждались различные варианты, в том числе и предложение использовать вертолет. При традиционном способе потребовались бы взрывные работы, прокладка дороги, вырубка леса под площадку, установка портального крана. К тому времени воздушный кран МИ-10К уже прошел государственные испытания, и первые такие машины стали появляться в авиаотрядах. За помощью обратились в Тюменское управление гражданской авиации. В Миасс приехал заслуженный летчик СССР А. Марченко. Отбросив сомнения, он дал согласие вести работы. Пустырь напротив молокозавода в ту весну превратился в монтажную площадку. Секции телевышки, многотонный гусеничный подъемный кран, штаб-вагончик... Здесь шла напряженная подготовка к монтажу.

   Лтчики досконально разрабатывали способы доставки суперпрочных металлических конструкций. Монтажники на земле отрабатывали момент вертикального причаливания, дополняли уловителями разукрупненные секции вышки.

   Првый подъем. Вертолет завис над конструкцией. Вихрь от винта гонит пыль и сечет галькой лицо. Монтажникам надо добежать и закрепить стропы. Есть! Вертолет, чуть качнувшись, полетел с секцией над пустырем в сторону Ильменя, развернулся и скрылся за хребтом. Через несколько минут он показался вновь и завис над вершиной хребта. Ветер раскачивает конструкцию. Пилот-оператор из дополнительной кабины примеривается раз, другой, а затем точно сажает ее на смонтированные ранее первые 30 метров опорной части вышки.

   Н площадке, откуда взлетел вертолет, радостные возгласы, рукопожатия и даже аплодисменты. А ведь на эту установку отводилось строго 8 минут. Порой погода мешала, и летчикам приходилось возвращаться с грузом обратно.

   89-метровая телевышка была смонтирована на восьмой день за 168 часов! Руководители Миасского участка «Союзшахтоспецмонтаж» Ю. Новиков, А. Лебедев, А. Рубцов, мастера А. Пузанов, Н. Мимоход, бригадир М. Бобренев, заслуженный летчик СССР А. Марченко, командир экипажа Г. Метелев, их товарищи Н. Бабинцев, A. Ющенко, Ф. Ваганов, А. Тенников, Д. Салтыков, А. Иванюта, B. Степкин стали героями тех дней. Курировал строительство ретранслятора Владимир Ивлев.

   Взможно, сегодня кто-то более подробно может вспомнить о тех напряженных буднях. Но, как говорят, лучше один раз увидеть... А потому снимкам на страничке отдано предпочтение.

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН



назад


Яндекс.Метрика