Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 234 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 8 декабря 2006 года

На обломках империи

   Восьмого декабря 1991 года «приказал долго жить» Советский Союз

   Ровно 15 лет назад политические лидеры России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о независимости своих стран, что, по сути, означало: Советского Союза больше нет. И символом гибели коммунистической империи стала Беловежская пуща, где президенты росчерком пера закончили ее 74-летнюю историю.

   Вкруг развала Союза сломано немало копий, споры о событиях декабря 1991 года не прекращаются и сегодня. Сепаратизм, распад экономических связей, национализм и удручающая бедность, с одной стороны, политические свободы и зачатки демократии — с другой. Россия очень непросто прожила эти 15 независимых лет. Сегодня есть повод вспомнить, как эта независимость начиналась. С чем столкнулись миасцы в конце 1991 и начале 1992 года? В этом нам помогут подшивки «Мр».

   Уивительно, но сама тема беловежского соглашения на страницах газеты практически не обсуждалась. В те времена каждая семья выписывала несколько центральных изданий и, видимо, дефицита в московской информации мы не испытывали. Зато наша газета нарисовала довольно безрадостную картину жизни «простых» горожан. Одним из первых шагов новой, суверенной России стал отпуск цен – с января 1992 года никто не контролировал производителей и торговые организации в плане ценообразования. Нас всех захлестнула жесточайшая инфляция. А привычно пустые полки магазинов наполнились далеко не сразу.

   Ндеемся, что с помощью нашей газеты вы почувствуете дух того времени и вспомните, как мы жили тогда, в начале своей новейшей истории.

   Что мы поручали депутатам?

   «Разве мы, избиратели, посылая своих народных депутатов на съезд и в Верховные Советы, поручали им разваливать Советский Союз? Мы поручали им навести в Союзе порядок.

   Рзве возможно в такое время «независимо» взирать со стороны на небывалый беспредел? Если мы немедленно не соберем чрезвычайный Совет народных депутатов города, если не примем решения в защиту государства, если не отправим всех депутатов по своим округам к народу за поддержкой, если не получим этой поддержки – так нам и надо! И на развалинах могучего государства оставят лишь свалку «суверенного гнилья».

   «Миасский рабочий» от 6 декабря 1991 года.

   Сгущенное молоко – кому по сколько банок?

   «Я мать 10-месячного малыша и хочу поговорить о специальных магазинах. Нас, всех женщин, ждущих ребенка или имеющих грудничков до 10 месяцев, прикрепили к магазинам, где мы можем, согласно прейскуранту, получить масло, мясо, сыр, яйца…

   Ивсе бы было замечательно, если бы не постоянные перепалки и раздоры с многодетными мамами. Слышишь в свой адрес упреки, что, мол, из-за нас очереди создаются, а продуктов мало и на всех не хватает. А если дают какие-нибудь деликатесы, то смотришь, как все это берут своим детям многодетные мамы и только облизываешься: сгущенное молоко — по две банки на ребенка, конфеты, другой дефицит, которого в простых магазинах днем с огнем не сыщешь.

   Н позвольте спросить: трое детей и больше – это дети, а один малыш – уже не ребенок? Не хочу обидеть многодетных мам, но коли уж в такое время решились родить троих детей и больше, значит, на что-то рассчитывали? Вот пусть и крутятся, всем плохо сейчас, а не только им».

   «Миасский рабочий» от 24 декабря 1991 года.

   Друг, продай закурить…

   «Я услышал, что пенсионерам продают курево в магазине в центре города. Добрался еле-еле, но напрасно. Не было ни курева, ни продавца. Тогда я спустился к проспекту и купил пачку «Астры» за три рубля у юного коробейника. Почему курева нет в магазинах, но есть у перекупщиков? Это просто насмешка над пожилыми людьми!»

   «Миасский рабочий» от 3 января 1992 года.

   Вот цены отпустили – и чего?

   «Второе января, раннее утро. Даже беглый обход продовольственных магазинов города показал, что с либерализацией цен торговать по-прежнему нечем.

   Вмагазине № 24 Северного торга за девственно чистыми прилавками скучали продавцы. Желающие могли приобрести по тем же ценам, что и накануне, тот же имеющийся в наличии товар: лимоны по 62 рубля за килограмм, лосось дальневосточный в консервах по 14 рублей за баночку. Никаких круп и макаронных изделий».

   «Миасский рабочий» от 4 января 1992 года.

   Ни жить, ни умереть

   «Мне 64-й год. Жене – 62 года, и уже два года она тяжело больна. Я тоже шевелюсь со скрипом. Больше с нами в квартире никто не живет. Два года назад мы положили на сберкнижки по две тысячи рублей «гробовых», на случай смерти. До нынешнего года была еще надежда, что этих денег хватит хотя бы на скромные похороны. Но спекулянтская политика правительства обесценила наши небольшие сбережения, не дав никакой компенсации на вклады, кроме 1 процента годовых.

   Ели была бы возможность хоронить людей, как сдохших кошек и собак, то проблемы бы не возникло. Но сейчас похороны стоят пять-шесть тысяч. А сколько они будут стоить завтра? И что можно отложить от пенсии сегодня, когда цены бесятся и бесятся, поднимаясь?»

   «Миасский рабочий» от 7 февраля 1992 года.

   Факты и цифры

   * На конец января 1992 года пенсия колебалась от 342 до 470 рублей, зарплата квалифицированного работника составляла от 600 до 800 рублей.

   * Хлеб стоил около 2 рублей, бутылка молока (0,5 литра) — 11 рублей, килограмм масла — порядка 200 рублей, литр сметаны — 60 рублей, килограмм говядины — 81 рубль. Стоимость полукопченой колбасы составляла 105 рублей, а баночки сгущенного молока – 54 рубля.

   * В Миассе на тот момент было зарегистрировано 3450 инвалидов (не считая инвалидов третьей группы), 1200 матерей-одиночек с двумя и более детьми, 1020 лежачих больных, 300 многодетных матерей.

   К распаду страны привело разложение партии

   Зместитель председателя Миасского отделения партии «Яблоко» Виктор Струц:

   — Пятнадцать лет назад перестала существовать страна, в которой большинство из нас выросло… Многие тогда восприняли известие о прекращении союзного договора с энтузиазмом, надеясь на то, что теперь союз создастся по инициативе снизу.

   Яв то время этих надежд не разделял, но и опасений не было, поскольку просто не верилось, что страна может перестать существовать вот так просто, без всякой подготовки. Ясно было, что «уйдет» Прибалтика. Непонятны были настроения в Средней Азии, но казалось, что уж ядро-то – Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан — просто не сможет развалиться. Грустно, но ошибся.

   Н разделяю, однако, мнения тех, кто считает распад Союза результатом внешнего заговора. Не может такая страна развалиться, не имея к тому внутренних предпосылок. Наверное, это есть следствие проблем, которые в течение длительного срока не обсуждались, а замалчивались и загонялись вглубь (чеченская, крымско-татарская и другие, о которых мы знали только по слухам). Монопольная власть одной партии, не дававшая выхода никаким другим мнениям, кроме «единственно правильного», привела к ослаблению самой партии, лишенной стимулов к развитию. А поскольку все связи в государстве были замкнуты на партии, ее разложение привело и к распаду страны.

   Кзалось бы, это хороший урок, говорящий о том, что недемократическое устройство общества, опирающееся лишь на одну силу, не имеет запаса прочности. К сожалению, для нынешних «державников» это уроком не послужило. Они вновь и вновь пытаются зацементировать свою монополию на власть. Это может дать хороший эффект на короткое время, но исторически это бесперспективно.

   Развалить легко, построить трудно

   Гнеральный директор ОАО «УралПожтехника» Вадим Блинов:

   — После памятного трагическим событием — развалом могучего Советского Союза — 1991 года прошло 15 лет. Сейчас я могу дать уже достаточно взвешенную оценку случившемуся. Считаю, что всех, кто участвовал в этом деянии или приложил к нему руку — Михаила Горбачева, Бориса Ельцина и других, надо посадить на скамью подсудимых. Развалить все, что складывалось десятилетиями, ввести страну в состояние полного хаоса — есть ли более страшное преступление? Понятно, что государство надо было реформировать: пустые полки магазинов об этом свидетельствовали наглядно.

   Мжно ли это было сделать другим, не столь разрушительным, путем? Конечно, можно было, и пример тому — соседний Китай. Я был там в 1993 году и совсем недавно — в 2005 году. В начале 90-х годов положение в Китае было хуже нашего. За прошедшие годы был сделан такой рывок, что страну просто не узнать. Теперь это одна из самых перспективных и быстро развивающихся держав. Никто там не ломал устройство государства, не передавал в частные руки крупные предприятия или недра. Не было там такого чудовищного разворовывания национальных богатств, своих березовских, абрамовичей, отнявших у россиян то, что им принадлежало по праву.

   Ндавно услышал высказывание одного политика: «Какую бы партию в России ни создавали, все получается КПСС». И «Единая Россия», и «Родина», и другие партии свои лозунги позаимствовали у КПСС, потому что именно они наполнены жизнью, конкретным содержанием, социальной направленностью. Мне советский строй дал все: образование, жилье, интересную работу, и я очень сожалею, что мы отказались от основных завоеваний социализма.

   Кнечно, если говорить конкретно о моем материальном благополучии и благополучии моих коллег по предприятию «УралПожтехника», то, не случись перестройки, мы не смогли бы достичь такого его уровня. Но, не кривя душой, скажу: если бы остался тот строй, те ценности, которые были при социализме, пенсия в 132 рубля, я так же был бы доволен, как и сейчас, являясь генеральным директором предприятия по производству пожарных машин.

   


Сергей ЛИХАЧЕВ



назад


Яндекс.Метрика