последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

12 ноября 2010 г.
№ 80

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Расскажите детям сказку

   Кждый родитель знает, что ребенку надо читать и рассказывать сказки. Но почему?

   Писк ответа на этот вопрос начнем с того, что задумаемся, почему традиция рассказывать сказки такая устойчивая? Почему она проходит через века и не страшны ей «ни годы, ни погоды, ни пожары»? Что питает эту традицию? Историки считают: для того, чтобы традиция сохранялась сотни и тысячи лет, нужны очень серьезные основания. Основания, связанные с необходимостью для жизни.

   Чо же из этого следует? А вот что. Традиция рассказывать сказки необходима для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире.

   Нобходимо пояснить, каким образом это происходит. Дело в том, что в любой сказке зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем эти знания охватывают все жизненные сферы человека: область отношений между людьми; способы преодоления трудностей и разрешения конфликтов; сценарии борьбы со злом; рекомендации по противостоянию стрессу; мужскую и женскую психологию.

   В сомневаетесь, что все это есть в сказках? Психологи утверждают, что есть, но написано все между строк. Мы, взрослые, разучились видеть и слышать эту информацию, а наши дети еще нет. Именно поэтому они с таким увлечением в сотый раз слушают «Курочку Рябу» и «Золушку», «Гадкого утенка» и «Снежную королеву».

   Тким образом, чем больше сказок «впитает» подсознание малыша, тем более успешным он будет во взрослой жизни, потому что сказка, преподнося сказочные уроки, помогает сформировать жизненный иммунитет.

   Рссмотрим, к примеру, «Теремок». Как сказка заканчивается? Герои разбегаются, потеряв свой дом. Вот оно – первое соприкосновение с суровыми законами социальной реальности, законами силы, стихии. И сказка предупреждает ребенка: неприятности случаются неожиданно и нужно быть к ним готовым. Это первый урок. Есть и второй урок. Герои не льют слезы по поводу утраты. Они объединяют усилия и строят новый дом. Получив такой урок в символической форме, в форме сказки, малыш понимает, что когда случаются неприятности, преодолевать их гораздо проще, если рядом друзья. Еще есть третий урок: неприятность (сломанный дом) – это не повод для уныния, это повод для развития. Ведь одно дело – найти дом и поселиться в нем, а другое – построить дом самостоятельно. Если сказочный герой сумел это сделать, значит сумеет и тот, кто услышал эту историю.

   Иак, сколько важнейших жизненных истин вынес ребенок из одной сказки? А если чтение и рассказывание сказок превратить в ежевечерний ритуал? Это и есть вакцина от многих психологических проблем, с которыми маленький человек встретится, когда станет старше.

   Тк что, найдите в себе силы, выделите 15 минут в день на сказку для своего ребенка. И будет лучше, если вы ее не прочтете, а расскажете.

   А еще вы можете придумать сказку для своего ребенка. Причем сказку не простую, а лечебную. Ваш малыш боится уколов? Сочините для него сказку про мальчика, который при виде шприца сразу же прятался или начинал громко плакать и что из этого вышло. Придумывая для ребенка такую сказку, учтите несколько очень важных моментов.

   Гавный герой должен быть очень похож на вашего ребенка.

   Поблемная ситуация (к примеру, боязнь уколов) должна привести к очень неприятным последствиям (потеря друзей, тяжелый недуг и тому подобное – в зависимости от возраста и его особенностей).

   Гавный герой находит выход из создавшегося положения (например, договаривается с уколом, чтобы тот колол его не больно или договаривается со своим страхом, чтобы тот ушел к кому-нибудь другому).

   Здача взрослого в этом процессе – через сказочные события показать ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом», – эту мудрость необходимо донести до ребенка через сказку.

   Всоздании лечебной сказки родителю может помочь его собственный жизненный опыт. Ведь многие ситуации, с которыми сталкивается ребенок, взрослым человеком уже пережиты, и взрослый может поделиться этим в сказочной форме.

   Тк что, уважаемые родители, читайте детям сказки, обсуждайте их, инсценируйте, выдумывайте свои сказочные истории. И это будет неоценимым подарком, который вы можете сделать своему ребенку.

   


Ю. ФЕДОТОВА, педагог-психолог детского сада № 18.



назад

Яндекс.Метрика