последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

30 апреля 2010 г.
№ 30

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Война пощадила моих родных

   Мрно стучат колеса. Торопится по дорогам войны военно-санитарный поезд № 133. Поезд прикреплен к Третьему Украинскому фронту. А где-то там, в глубине вагона, прижавшись к стеклу, дремлет девушка в белом халате. Это моя мама – Тельнова Анна Петровна… Она чутко охраняет сон раненых, готовая в любую секунду прийти им на по-мощь. Тускло горит в вагоне лампочка. Кто-то из раненых позвал: «Сестра!». Встре-пенулась, подошла, убедилась, что звал он ее во сне и опять вернулась на свое место. «Сестра», «сестрица», «доченька» – ласково называли ее бойцы. И были бесконечно благодарны за ласковые руки, что поправляли постель, подавали кружку воды за то, что читала им письма из дома.

   Сдипломом помощника провизора – в санитарный поезд

   Мя мама родилась в 1921 году в селе Керша Тамбовской области, в простой семье. Кроме нее, детей было еще трое. Отец, Петр Павлович, был человеком серьезным и понимающим. К ним часто в избу заходили соседи для теплой, задушевной беседы. В годы войны, уже мобилизованным, он ухаживал за конями. Лелеял их и содержал как своих собственных.

   Жну и мать семья потеряла рано, когда младшей дочери едва исполнилось пять лет. И на четверых детей за отца вышла молодая женщина Татьяна, она и заменила детям маму. Кормилась семья в основном за счет земляники, плантации которой сажали прямо на огороде. Отвозили ягоды на винный завод за сорок километров в Тамбов.

   Вшесть лет Анюту, посадив на санки, Татьяна повезла за десять километров в соседнее село – в школу.

   Мма окончила семь классов и поступила учиться в тамбовскую фармакологическую школу. Заканчивала учебу в первые дни уже начавшейся войны. Девчонки готовились сдавать последний экзамен, когда к ним прибежала староста группы: «Девчата, срочно в класс, на экзамен! А то заберут на фронт без диплома».

   Сециальность у мамы была помощник провизора. Такой специалист в годы войны был очень нужен!

   Врнувшись на родину после учебы, она работала в военном госпитале, который вскоре эвакуировался в Сибирь. А маму вызвали в районный эвакуационный пункт города Тамбова и направили вольнонаемной в военно-санитарный поезд. И с марта 1943-го по март 1946 года служила она в войсковой части в качестве помощника начальника аптеки.

   «Голову береги, Нюрочка!»

   Рненых брали в разных местах: в Румынии, Ленинграде, Белоруссии. Заводить, а то и заносить их в вагоны молодым девчонкам было совсем непросто. Вместе с боевой подругой Валей Клочковой сделают «замок» из сцепленных рук, а то и прямо на спине заносили бойцов в вагон.

   В1944 году, в дни снятия блокады, их часть оказалась в Ленинграде. Запомнились разбитые окна домов и усталые глаза жителей. Загрузили они тогда изможденных раненых и увезли их в тыл: в Семипалатинск и Алма-Ату. Часто маршрут следо-вания поезда личному составу был вообще неизвестен.

   Н раз и не два их поезд бомбили. Тот, кто мог, выпрыгивал из горящего вагона через окно, едва успевая прихватить сумку с документами. До сих пор напоминают об этом обгорелые корочки маминого документа об окончании фармшколы. Однажды в Белоруссии рядом с тем местом, где они укрылись от бомбежки, оказались ящики с патронами. И мамина родная старшая сестра Александра Петровна, служившая в этом же составе перевязочной медсестрой, все время кричала ей: «Голову береги, Нюрочка! Голову укрывай!».

   Н на трудности боевой жизни, вспоминает мама, они не сетовали. Пришлось ей быть и медсестрой, и санитаркой. Была исполнительная и терпеливая.

   «Вставайте, война закончилась!»

   Всть о победе пришла неожиданно. Поезд направлялся в Германию, доехали до Гомеля, и вдруг состав встал. Мама в этот день была дежурной. Услышав выстрелы, с опаской выглянула в окно и увидела… салют в ночном небе. Пока будила девчонок, в вагон зашел часовой и как-то очень спокойно, даже устало, сказал: «Вставайте, война закончилась!». Уже позднее поздравить девчонок зашел замполит и другое поездное начальство. А им и верилось, и не верилось…

   Псле парада Победы, свидетельницей которого тоже довелось быть моей маме, поезд направили на Дальний Восток. Раненых привезли в Семипалатинск. Это был последний их рейс.

   Сстав расформировали в Свердловске в 1946 году. Каждому выдали удостоверение с указанием сроков работы в военно-лечебном поезде и требование на бесплатный проезд до дома по железной дороге.

   Соей профессии мама не изменила. После войны работала в аптеках Асбеста, Челябинска, Миасса. На пенсию в 1962 году ушла из миасской аптеки № 116.

   Вех приютил Миасс

   Кк я уже упомянула, вместе с мамой войну прошла и ее родная сестра, моя крестная, Александра Петровна – та самая, что просила маму во время бомбежки прикрывать голову. Она окончила курсы медсестер в Тамбове и в военно-санитарном поезде трудилась перевязочной сестрой. После войны оказалось в Миассе, работала в поликлинике на улице Орловской, в процедурном кабинете. Многие миасцы старшего поколения, наверное, помнят эту внимательную, миловидную женщину. А вслед за ней в Миасс после демобилизации приехала и моя мама и их брат – Николай Петрович. В годы войны он служил связистом. Форсировал Вислу, участвовал в освободительных боях. Поселившись в Миассе, всю жизнь трудился на автозаводе в литейном цехе.

   Вйна пощадила всех моих родных. Они вернулись с фронта живыми и здоровыми. Такое редкое счастье выпало не каждой семье. А Миасс, приютивший после войны, дал им и кров, и работу, и стал для всех нас родным городом.

   Сгодня Александры Петровны и Николая Петровича уже нет среди нас. Они, как и многие другие уже ушедшие фронтовики, ничего не могут рассказать нам о войне. Но жива моя мама, Анна Петровна. В будущем году ей исполняется 90 лет. И она ничего не забыла. А вместе с ней память живет и в нас. И мы бесконечно благодарны всем этим родным для нас людям за их жизненный пример, за мужество и стойкость, за добро и милосердие.

   


Т. ТЕЛЬНОВА, учитель обществознания школы № 30.



назад

Яндекс.Метрика