последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

26 октября 2001 г.
№ 94

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ТЕПЛЫЙ МИР «ДЕЛСОТА»

   Чо он — Миассу?

   — Присутствие ЗАО «Делсот» в городе заметно не только по красочным рекламным щитам с обещанием сделать мир теплее. Начав с нуля, за минувшие 10 лет это частное предприятие подарило Миассу столько, сколько в прежние, куда более благополучные времена, не под силу было даже государству. Напомню основное: «Делсот» дал жизнь первенцу альтернативной прессы – газете «Глагол» и построил в исторической части города старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы. В нынешнем году Миасс с помощью ЗАО еще и городской парк электротранспорта пополнил (впервые за минувшие шесть лет!) – в сентябре по улицам забегал новенький бело-голубой троллейбус.

   Н главный итог 10-летней деятельности делсотовцев – создание производства, обеспечивающего работой 650 миасцев и пополняющего своими налогами городскую казну. Чтобы в полной мере оценить значение сделанного, надо вспомнить, какой выдалась минувшая десятилетка для Миасса. Киты, державшие прежде на своих плечах и бюджет, и большую часть социальной сферы («УралАЗ», ГРЦ, НПОЭ, «Миассэлектро») по разным причинам сворачивали производство, теряли кадры и накапливали долги. Не оперись к тому времени малый и средний бизнес, город погряз бы в экономической депрессии и социальных катаклизмах. Так что прошлогоднее избрание генерального директора ЗАО «Делсот» Леонида Звездина президентом Миасского филиала областной ассоциации промышленников и банкиров (ПромАсс) – факт признания заслуг возглавляемого им предприятия.

   Сарт из... болота

   Сйчас трудно себе представить, но 10 лет назад на территории нынешнего «Делсота» стояли лишь два здания – холодный ангар да двухэтажный корпус под бытовки. Они напоминали о намерении завода «Миассэлектроаппарат» (МЭА) создать собственную строительную базу. Перестройка и последовавший за ней развал экономики поставили крест на этих планах. Сооружения общей площадью в 400 квадратных метров, стоявшие посреди болота с камышом и лягушками, за ненадобностью передали ЗАО «Делсот», созданному в октябре 1991 года выходцами с завода.

   Сраведливости ради надо сказать, что далеко не всем электроаппаратчикам пришлось по душе появление соседа. Активные действия частников под носом у работавшего все хуже и хуже госпредприятия многих раздражали. Заводчане пеняли своему руководству на то, что оно отдало на сторону выгодное производство трубчатых электронагревателей (тэнов). Хотя прибыльным оно стало лишь в «Делсоте», а до этого МЭА кому только ни пытался его сбагрить.

   Мтодом проб и ошибок

   Н протяжении нескольких лет делсотовцы искали на рынке свою нишу.

   – Одно время мы даже ювелиркой занимались, – вспоминает Леонид Звездин. – Брошки какие-то делали и прочие украшения со вставками из природных камней. Потом изготовили гончарные круги и открыли участок по производству керамической посуды. Наше самое выдающееся произведение до сих пор украшает Миасский загс – панно, изображающее коня с каким-то новобрачным. Мы и за производство стройматериалов брались, попытавшись наладить выпуск теплоизоляционных плит из вермикулита, и за изготовление сервисных двигателей для вазовских автомобилей.

   Праллельно с поисками востребованного рынком продукта «Делсот» продолжал делать трубчатые электронагреватели, расширяя и объемы производства, и номенклатуру. Бредовые (по определению Леонида Николаевича) идеи постепенно иссякли, уступив место главному направлению деятельности – производству электротехники на основе тэнов.

   МА на протяжении многих лет выпускал трубчатые нагреватели нескольких сотен видов, а делсотовцы расширяли номенклатурный ряд сотнями в месяц. Сейчас они изготавливают 6000 видов, став лидерами в производстве этой продукции. В России никто не делает разнообразнее и больше – в зависимости от сезона ежемесячный выпуск колеблется от 100 до 170 тысяч штук.

   Рсский «Бош»

   Тубчатые нагреватели – главная, но всего лишь часть электротехники. Делсотовцы быстро усвоили нехитрый закон рыночной экономики: изготовитель готового продукта находится в более выигрышном положении, чем тот, кто мастерит комплектующие. Они начали с простейших изделий на основе тэнов – электропечей общепромышленного назначения. Потом их облагородили, сертифицировали и стали делать печи для обогрева железнодорожных вагонов и вагонов метро, производственных и торговых помещений, строительных объектов. Изготовленные в «Делсоте» троллейбусные отопительные блоки греют пассажиров «рогатого» транспорта. В трамваях усть-катавских вагоностроителей под сиденьями стоят делсотовские печи. Отопителями миасского производства комплектуются трамваи екатеринбуржцев, в разработке которых участвовали земляки- конструкторы Государственного ракетного центра.

   Могие южноуральцы знакомы с торговой маркой «Делсота» благодаря электросаунам. Их и предприятия покупают, и «новые русские», и «некрутые граждане» – владельцы обычных квартир, устанавливающие трехкиловаттные агрегаты в ванных комнатах.

   Нвинки последних лет позволяют «Делсоту» претендовать на звание русского «Боша» или «Де Лонги». Одним из первых он наладил производство отечественных аналогов бытовой электротехники, прежде знакомой россиянам лишь по импортным образцам. ЗАО освоило выпуск широкой гаммы напольных и настенных конвекторов, проточных водонагревателей, отопительных электрокотлов. Хит нынешнего сезона - масляные нагреватели.

   Оора на собственные силы

   З 10 лет «Делсот» превратился в многономенклатурное предприятие, способное адекватно реагировать на коньюнктуру рынка: когда падает спрос на один товар, увеличивается выпуск другого. И производственные мощности, и кадровый потенциал позволяют маневрировать без ущерба экономике: на территории бывшего болота выстроены корпуса общей площадью около 20 тысяч квадратных метров, в которых трудятся 650 человек. В том числе и выходцы из оборонки – станочники высочайшей квалификации.

   Ве, что делсотовцы сегодня имеют, они заработали сами. С первых дней здесь действует жесткое правило: прибыль по карманам не растаскивать, а тратить на развитие. Любимая поговорка руководителя «Делсота» гласит: «Остановимся в развитии – крякнем через несколько месяцев».

   Фнансовой помощи они не получали ни от родного государства, ни от зарубежных благодетелей. В свое время большие надежды возлагали на программу ТАСИС. Прошли серьезный отбор и попали в число нескольких предприятий области, признанных годными для партнерства с развитыми странами и кредитования. Увы и ах! Разочарованием завершились и продолжительные контакты с одним из венчурных инвестиционных фондов.

   Рдное правительство тоже мало способствовало развитию отечественного товаропроизводителя.

   – Иногда я себя ощущал, как партизан в тылу врага, - признается Леонид Звездин. - Хотя, казалось бы, мы всегда занимались общественно-полезным делом – давали людям работу и зарплату, платили налоги. Мы не могли себе позволить неплатежи, потому что знали: с автозаводом, ГРЦ и прочим «крупняком» ничего не сделают, а нашего брата моментально раздавят.

   Рзультат 10-летнего труда руководитель «Делсота» оценивает весьма сдержанно. Считает, что «удалось создать определенную базу, которая позволяет смотреть в будущее с долей оптимизма». Но не на таких ли предприятиях строится фундамент будущего благополучия всей страны?

   


Ольга АЙЗЕНБЕРГ.



назад

Яндекс.Метрика