последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

5 августа 2005 г.
№ 58

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

"ВЕДЬ СОЛОМА — ЭТО ТОЖЕ ПЛОТЬ"

   Кждый день мы едим хлеб, кормим скот соломой, носим льняную одежду и даже не задумываемся, что пшеница, рожь, лен, солома – все это –ценнейший материал для создания прекрасного.

   ВМиассе живет человек, который умеет творить из подобных вещей произведения народного искусства. Зовут эту мастерицу Зинаида Сергеевна Левченя. Женщина, чьи работы имеют мировую славу, живет в своем доме, ведет хозяйство и, несмотря на жизненные трудности, продолжает творить.

   Ти года назад Зинаида Сергеевна перебралась жить в Миасс. Оставила родную Беларусь и по просьбе нынешнего гражданского мужа Ивана Никифоровича приехала в наш край.

   «Первый раз я была на Урале в 1974 году, – вспоминает Зинаида Сергеевна. И сразу влюбилась в него. Горы, камни, цветы. Мне все было интересно! Ведь что у нас в Белоруссии? Равнины да холодные ветра Балтики…»

   Касота нашего края сразила белорусскую мастерицу своей причудливостью. Но оставить насовсем родной дом на шестьдесят втором году жизни было крайне нелегко. Ностальгия по прошлому одолевает женщину до сих пор.

   Др создания картин и игрушек из соломки и льна, как говорится, дан Зинаиде Сергеевне от Бога, никто ее этому не учил. Только природное чутье и интуиция. Художественный институт она не закончила, не доучилась. Позднее пыталась поступить в Университет культуры, но не приняли. «Потому что была неперспективной – мать двоих детей. Может и хорошо, что не поступила… Иначе бы меня переучили».

   30 лет проработала Зинаида Сергеевна в родном Могилеве. «Я была художником по изготовлению сувениров. За этот период создала около пятисот эталонов и обучила около пятисот учеников». Необходимо было придумывать идею и образец и тут же воплощать его в жизнь. Приходилось оформлять и залы, и библиотеки, и дома правительства.

   Сгордостью Зинаида Сергеевна вспоминает, что на Олимпиаду-80, проходившую в Москве, было утверждено 24 образца ее сувениров. «Тогда в СССР с этим строго было. Сказали надо – значит делай».

   Рботы белорусской мастерицы разошлись по всему миру: и в Нью-Йорке, и в Риме, и в Токио, и в Париже. На вопрос, каким образом они туда попали, Зинаида Сергеевна рассказывает: «Как только наша делегация собиралась за границу, ко мне поступал заказ сделать столько-то сувениров. Или же, напротив, к нам в гости приезжали иностранные делегаты, которых обязательно одаривали национальными сувенирами».

   Оин раз Левченя и сама была за границей. Ее отправили с группой во Францию по обмену опытом, где они делились приемами мастерства и обучались сами новым навыкам.

   ВСССР Зинаида Сергеевна была весьма известным человеком. Она снималась в передачах, делала кукол для мультфильмов на «Беларусь-фильм». У нее целый комплект наград. Но с распадом СССР все эти достижения утратили свою силу и пылятся теперь на полке, забытые и ненужные. «Сегодня не человек, а деньги на первом месте», – сетует Зинаида Сергеевна.

   Вродном Могилеве у нашей мастерицы были даже персональные выставки. И память о них навсегда запечатлелась в книге отзывов, которую Зинаида Сергеевна бережно хранит. Ведь что может быть дороже людской благодарности.

   ВМиассе женщина пока не может найти применение своему таланту. «Я здесь чужая.. К тому же на Урале лидерствуют камень и дерево. А тут я со своей соломой…Тут вообще все по-другому. У нас в Белоруссии были так называемые клубы по интересам. Наш назывался «Чаровницы». Раз в неделю там собирались: кто шил, кто вышивал, кто плел, кто вязал. Обменивались опытом, общались. А здесь такого нет. Все в основном для детей – кружки, секции. Поэтому мне не хватает общения. Я же врожденный художник. И не могу без дела, мне нужно творить, общаться, делиться.

   Поблем, мешающих создавать, действительно, достаточно. Одна из них – недостаток материала. У себя в саду Зинаида Сергеевна посадила пшеницу и лен. Но лен не уродился. Пшеница, конечно, растет, но тоже кое-как. Да к тому же заботы мешают: семья, дом, сад.

   Вдоме оборудована специальная мастерская, где собственно и проходит творче-ский процесс. Тут и пучки льна, и солома, и рожь, и кора причудливой формы. На полу стоит полено. Зинаида Сергеевна берет его в руки: «А вот это пеликан. Я его подобрала на улице. Смотрю, клюв, как у пеликана. Пообтесала его немножко, глазки сделала. Вот стоит теперь в уголке». Иван Никифорович старается во всем помогать своей жене. И механизм создал специальный, веревочки крутить (раньше вручную крутила), и рамки делает для картин. «Что надо – все сделаем», – скромно заметил муж.

   Итерьер самого дома поражает своей теплотой и мягкостью. Сразу видно, что здесь живет художник. На стенах – картины из соломки и вышитые вручную, на кроватях – самошитые покрывала, на окнах – шторы собственного производства. Полочки, на которых стоят различные сувенирчики и игрушки, делал Иван Никифорович. Ни больше, ни меньше – дом-музей.

   Оытом Зинаида Сергеевна делится с радостью. Да вот беда: некому его передавать сейчас. «Вот умру я, и талант мой умрет вместе со мной. Хотя вот учу внучку свою, Машеньку. Она у меня тоже мастерица». Маша с радостью учится у бабушки ее навыкам, говорит, что очень нравится творить.

   Взале на стене висит картина Зинаиды Сергеевны, которая сразу обращает на себя внимание, нравится абсолютно всем. Называется она «Цветы моего детства». На ней изображены крупные цветы подсолнечника, золотистые и солнечные. Вроде бы ничего особенного, цветы… Но завораживает. Под потолком – причудливое сооружение из соломки. Это что-то типа современных магазинных ветерков, которые колышутся и звенят от колебания воздуха. Много у Зинаиды Сергеевны различных картин, поделок, всего не перечислишь. Но это лишь малая доля того, что было создано за всю жизнь. Что подарила, что забрали, а что и украли.

   «Когда приехала в Челябинск, – рассказывает Зинаида Сергеевна, – сразу пошла искать музеи (в любом городе первым делом иду в музеи и библиотеки). Сначала пошла на Арбат и была очень удивлена. Во-первых, тем, что ни одного музея, ни галереи на Арбате нет. Игровые клубы да кофейни. Во-вторых, тем, что, когда я спрашивала у каждого, где находится какой-либо музей, большинство в недоумении качали головой. Я, конечно, понимаю, что всем некогда, все люди занятые. Но нельзя так небрежно относиться к культуре родного края, к национальным традициям». Почему мы с радостью покупаем всякие восточные сувениры, талисманы и не хотим украшать свои дома родными, природными благами? Почему мы знаем адреса всех кафе и кинотеатров и не знаем, где находится краеведческий музей? И почему эти кафе отделаны по последней моде, а государственные музеи и дома народного творчества не ремонтировались со времен Хрущева?

   


Д. НИКОЛАЕВА.

   Фто В. СУРОДИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика