последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

21 января 2005 г.
№ 5

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

   Предо мной на столе книга, увидевшая свет в не столь далеком прошлом. Тираж ее – сто экземпляров. С обложки прямо в сердце пристальный взгляд мудрых старческих глаз. Знакомых, обычно радостных и приветливых… Леонид Леонидович Оболенский.

    Есть повод раскрыть это редчайшее издание с непривычным театральным названием – «Тема для импровизации» и окунуться в мир чувств, мыслей человека, чья уникальная жизнь как мост, связующий поколения.

   21 января 1902 года родился будущий русский актер, преподаватель ВГИКа, звукооператор первых звуковых фильмов, боец Московского народного ополчения, военнопленный, заключенный ГУЛАГа, осужденный по ст. 54.16 УК Укр. ССР, кинорежиссер, народный артист России. Последней датой этой сложной и во многом трагичной жизни Л. Л. Оболенского стало 19 ноября 1991 года.

   Больше десятка лет нет его среди нас. Уже выросло поколение, не видевшее и ничего не знающее о «мирном возмутителе сонного Миасса». Но вот бывает же зло во благо! Обращение к президенту страны радикальных коммунистов Челябинска, книга под названием «Вызов», с опубликованием материалов следственного дела бывшего военнопленного… и снова статьи, статьи. Имя Оболенского опять на слуху, нешуточные споры и разоблачения – нет ему покоя.

    Все это заставило задуматься: кто расскажет о человеке лучше, чем он сам? Не для нас, знавших его… Для тех, кому жить в ХХI веке. Нахлынули воспоминания, и захотелось вновь прикоснуться к россыпи глубоких раздумий Леонидыча (так просто звали его близкие и малознакомые люди). Мудрых мыслей о жизни и смерти, о любви и вечности...

   Витайтесь в эти строки, и может сами собой отойдут вопросы. А тот пласт культуры… старой дореволюционной культуры России, носителем которой был Оболенский, обогатит и вас.

   З миллионы лет научился «homo» называть вещи и явления словами. А за 1000 – всего стал пробовать словами подменять вещи, явления. И пришел в наши дни этот «homo», ставший «sapiens»ом к тому, что живет уже в нереальном мире словесных обозначений, связей, оценок, которые возымели силу над вещами и явлениями! И чудесный мир, реальный, живой, действительный стал миром молвы.

   Эо теперь общая беда. Глобальная! И зовут ее «отчужденностью».

   Очужденность – это прямое следствие молвы (слова «слова»). Мы живем в мире слов, а не вещей, не чувств, не поступков. А только в их оценках. Словами подменяем все: и сердце, и головы.

   

    Понимание – способность точно пересказать, а не обязательно согласие с идеей сказанного. Такова норма общения. Взаимопонимание обращается в ценность, к которой стремятся собеседники.

   Н пути этом много уходов:

    а) это ошибки из-за неумения слушать:

    1. Мы «не слышим», отвлечены или обращены на «себя» и всего лишь готовим реплику, хотя до конца тирады собеседника еще далеко.

    2. Наш ум, «экспрессия» мешает мышлению. Не ждем всей информации. Думаем в 4 раза быстрее, чем говорим!

    3. «Защита» – выключиться. Кажется, все понял. А на самом деле устал, просто устал вдумчиво слушать. И опускаем «общие места».

    б) заслон эмоциональный – радость, тоска, злость, раздражение.

   Кдекс: 1. Забудь предубеждения против собеседника.

    2. Не торопись с выводами.

    3. Отдели факт от мнения о нем.

    4. Ты не знаешь, что человек может сказать и чего не может или не хочет.

    Учись слушать – значит учись молчать!

   

   Н помню, когда впервые увидела Оболенского. Но уверена: первая же встреча с высоким, худощавым человеком с необычным интеллигентным лицом и безупречными манерами не могла пройти незамеченной.

   Н восьмом десятке лет он вел активнейшую жизнь. Нет, не прятал своего прошлого, не раз рассказывал о нем и не скрывал от нашего любопытства, казалось, ничего. Предельно искренен и прост был Леонидыч. Открыт душой. И даже краткий разговор с ним заряжал нас, тогда молодых, оптимизмом. А вот тот факт, что в 1981 году на него, человека, переступившего порог старости, вновь было возбуждено уголовное дело… не знала.

   Срах. Он не фатален!

   Иточник страха – информация об опасности.

   Пстоянное ожидание подвоха и лжи.

   Эо вызывает пассивно-оборонительный рефлекс «подкорки» (Павлов). Такова уж биология страха.

   Уодних – уход из опасной зоны.

   Удругих – срочная мобилизация средств в защите.

   Утретьих инстинкт самосохранения низведен до мольбы о пощаде.

   Срах затормаживает «ориентировочный рефлекс» (потребность понять: «А что это такое?»)

   Вт так. НЕ БОИСЬ !

   

   Хндра от внутренней неряшливости. От несобранности.

   

   Кгда говорят о Воле, это не значит, что в тебе сидит какая-то безличная сила на букву В (ведмедь).

   Эо то, что есть у каждого деятельная сторона ума и чувств.

   

   Оновное в психологии переживания – это четыре момента:

   1. Стресс – состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее проявлению при неспецифических ситуациях.

   2. Фрустрация – сильная мотивация достижения цели. Но… преграды и препятствия. Напряженность ситуации зависит от величины «барьеров». А ты слаб или «волевая недостаточность». Отсюда состояние беспокойства, напряжения и, как реакция, апатия, усталость.

   3. Конфликт – это когда трудности внешнего мира противостоят внутренней необходимости.

   4. Кризис. Возможны патологиче-ские следствия. Но возможен и рост личности. Если воля слабая побеждает кризис. И как следствие потеря себя.

   Преживание само никогда не решает проблемы. В переживании идет работа души. Подготовка ее к действию…. Осознание своей силы быть!

   

    Любая встреча с Оболенским в шумной ли комнате фотоклуба, в людном ли вагоне электрички… и ты весь — слух, зрение. Любой поворот беседы и «свидетель эволюции русской культуры 20 века» в мире духовной нищеты и почти полного незнания прошлого своей страны завораживал, влек. Как праздничный фейерверк – россыпи мыслей, утверждений, раздумий.

   Кким бы ни был характер, врожденный или воспитанный, на пути решения вставших перед ним «вечных вопросов» – все упирается в одно обстоятельство: «Ты не один». И вот тут-то и возникает необходимость прикоснуться к самому сокровенному, глубинному: культуре, моей и общества, в котором живу. И вырастить в себе эту культуру.

   1. Научить культуре нельзя. Это не предмет, а накопление опыта и раскрытие себя в себе и во всем.

   2. Учиться – это не глазеть или слушать, развесив уши. Это, видя, слышать. Волноваться и осознавать.

   3. Способом участия (соучастия) в творчестве. Учиться читать, рисовать, играть на инструменте, слушать музыку. И услышанное увидеть, увиденное услышать и уметь рассказать, написать, нарисовать, раскрыть сокровенный смысл. Так постепенно вырабатывается культура речи, самостоятельность оценки, приобщенность в поведении (основа социальной этики).

   4. Постижение прошлого. Потому что от него начинается сегодня. Отсюда и выбор, и осмысление пути самообразования.

   

   Вт и получается, что культура – это единый процесс созидания и освоения духовного богатства в творческой потенции людей. ( А не в болтовне).

   

   Еропейские туристы нарочито неряшливы, нарочито шумны и нахальны ведь это пир во время чумы. Пушкин написал его на большое время! До наших дней. Современный рок-поп-секс и т. д. – тот же самый трагический пир! Глобус глубоко болен. Вспыхивают гнойники. Не заживают раны. И цинизм предельный! Так вот: самое главное – это не растеряться, собой остаться. И распознать, кто же пугает? Зачем? Кто и зачем отнимает у души культуру, а у сердца любовь и веру?

   

   Жвите с Богом, трудом и истиной…. Жизнь не рынок, где ничего даром не дается. Ведь дружба – это привязанность не расчетом, а умом. Давайте ее даром…. Разум, конечно, не враг сердцу. А его глаз. Однако для глаз, самых милых, ласковых не давайте. Для сердца все!

   Ели сердцу претит беги. Разум не велит тоже! Ну, а труд не суета. Не ломка сил, а спокойное делание того, что надо людям. И себе. Не гонитесь за словом. Это лишь начало. А дело – сердцевина. Только не ждите его, по случаю, ищите сами. Иного завета и лучшего дать не могу. С ним живите. И любовь придет.

   

   Псьма, дневниковые заметки… Жаль, что сохранилось их так мало. Его неуемная тяга к общению…. Говорят, даже в по-следние годы жизни, когда из-за перелома ноги было трудно ходить, при стуке в дверь он кричал: «Я здесь, не уходите, просто не могу быстро дойти».

   Ощение с Оболенским меняло людей. На смену скованности, зацикленности мысли приходила свобода выражения души. Да и как ей было не развернуться, не расправиться под лучами радости! Пред глазами немощный старик, – но каков заряд бодрости, интереса к жизни, сколько веры в человека, в совесть и разум, в справедливость!

   

   Бегут под землей на разных горизонтах роднички. И вдруг перекрещиваются. Теперь физики и биологи исследовали эти перекрестки и обнаружили своеобразный взрывной эффект переплетения полей, несомых подземными потоками. Этот взрыв не только на глубине. Но волна выходит за пределы почвы и первых этажей жилья и даже выше!

   Вт тебе и рудознатцы уральские земля-то говорит! А мы ей: ну как ей говорить, у нее рта и языка нету.

   

   Рсская «изба» по-латвийски «истаба» – это санскрит. Праязык человечества. Значит, надо искать все, что объединяет нас, а не разобщает. А для того, чтобы быть межнациональной дружбе, нужно хоть малость национального чувства.

   

   Вистории ищи ОПОРУ, а не объект для любования. Ступени: помнить… знать… верить… троица неделимая! А то можно полинять от тисков отдельного «здесь–сейчас».

   

   Кисталл – первое проявление упорядоченной структуры: если на него подать ток – он светится. (От частицы к волне. Общая теория систем). А если добавить электрон, он светится радугой!

   Чловек – весьма упорядоченная структура. И если ему дать ток, двинуть, приложить усилие, то и он будет «светиться»!

   А если полюбить (дать ему частичку себя!), он станет радугой! Давай творить радугу!

   

   Ялоко Евы… разговоры о кожуре, а нужно о познании добра и зла… вкусе плода, устойчивости, сердцевине, семени.

   

   Ели не быть детьми, то некуда и расти! И если не быть простодушными, то не обрадуешься открытию Истины! Тобой открытой. Так и будешь НТРом, уткнувшимся носом в компьютер, который за тебя будет решать твои тревоги, радости, горести.

   

   Далектика: возросшая потребность накопившихся неясностей к прояснению и дает движение в направление к Истине. И она становится ближе.

   Пмни: прикосновение к тому, что в ином мире, сфере другого «пространства и времени» делает тебя либо вестником, либо, если то была лишь игра, покинутым, одиноким и… не нужным.

    Как игра с огнем: либо светить, либо сгореть… не согрев.

   

   Сетить…. Столь многоплановую, предельно насыщенную тему для размышления философа и педагога, хочу закончить все же строками, с которых начинается книга:

   

   – Солнце…. Оно было во мне до тебя…. В тебе будет биться после меня.

   – Одно на двоих? Навсегда?

   – Навсегда и на всех.

   

   Тким светлым и запомнила я Оболенского.

   


О. СУРОДИНА.

   

   



назад

Яндекс.Метрика