последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

1 октября 2004 г.
№ 75

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

УЧИТЕЛЬ -- ЭТО ДИАГНОЗ...

   ...Перемена. Мы идем по шумному школьному коридору. Шустрый мальчуган – на вид лет восьми – подбегает к директору и, глядя на нее радостно сияющими глазами, громко и с удовольствием произносит:

   — Здравствуйте, Галина Федоровна!

   Пворачивается к нам:

   — И вам здравствуйте!

   Дректор отвечает на приветствие теплой улыбкой, о чем-то спрашивает малыша, легко касается его плеча – и от этой мимолетной ласки он расцветает еще больше...

   Нкануне Дня учителя Галина Федоровна Степанова, заслуженный учитель РФ, рассказывает о себе и своей работе.

   Семья

   Я вообще-то, не местная, приехала сюда из Самарской области, станция Шентала. Семья была многодетная, пять сестер и брат. Папа – фронтовик. После того, как его ранили на Ленин-градском фронте, вернулся домой, получил высшее образование и до 77 лет работал главным бухгалтером. Воспитывала нас, в основном, мама.

   Солько себя помню, учились только на «четыре» и «пять», всегда были очень активными. Спасибо родителям, они всем нам дали образование. Двое – моя старшая сестра (историк, директор Шенталинской средней школы № 1 с 20-летним стажем работы) и я – стали учителями.

   Тк получилось, что все сразу мы учиться не могли – у родителей на это не было средств.

   Ямечтала получить профессию преподавателя иностранного языка, но с первого раза в институт не попала, пошла работать в райком комсомола инструктором. Так что рабочий стаж у меня начинается с 1963 года – как школу закончила. Позже поступила заочно, чтобы можно было помогать родителям учить младших.

   

   Здравствуй, Миасс

   12 июля 1970 года приехала в Миасс, вышла замуж (с будущим мужем учились в одной школе). Поначалу снимали комнату на вокзале, общежития не было. Меня сразу взяли на работу в горком комсомола инструктором по летнему отдыху. Тогда-то и познакомилась со многими учителями, с которыми сейчас работаю.

   А потом Иван Михайлович Костюшев, первый директор школы, уговорил перейти работать к нему старшей пионервожатой. 5 сентября пришла в 26-ю, и с тех пор она стала для меня единственной, родной и любимой. Навсегда. До конца.

   Мня периодически пытались переманить куда-нибудь – в горком, гороно, в комитет народного контроля… Но я сказала:

   — Это все временно. А школа – постоянно.

   

   ...до директора

   Дректором стала в 1985 году, когда ушел из школы Семен Георгиевич Кондратьев. Мне было тогда сорок лет. Прекрасный возраст, чувствуешь, что все можешь, что тебе все по плечу.

   Првые пять лет, конечно, ревела, потому что тот мир, в котором я жила до этого, — он был совсем другой. Когда была вожатой, мы с детьми очень хорошо ладили и понимали друг друга.

   Заменосцы, барабанщики, пионерские сборы – как давно это было!..

   Вобще, все, что дала мне школа, забыть невозможно. Чем мне только не приходилось заниматься, пока заканчивала институт: физкультуру вела, музыку, рисование и только потом – русский и литературу.

   Првые годы в школе мы дневали и ночевали: митинги, сборы металлолома и макулатуры, поездки с детьми. В 1996-м областной отдел образования выдвинул нас на Всероссийский конкурс школ года, и мы привезли оттуда звание лауреата. Не забыть то состояние окрыленности, задора, энтузиазма, с которыми возвращались из Москвы после общения с академиками, директорами школ… Глаза учителей горели!

   

   В новой должности

   Поблем, конечно, навалилось много. Начала с ограждения школы. Тогда ограда была деревянная. Три года занимались забором с шефами, пока, наконец, поставили тот, который стоит и сейчас.

   Впринципе, я работы не боюсь. Никакой. Профессия директора, она такая: рассусоливать некогда, нужно быстро принимать решения, переключаться, по возможности все предвидеть. Вот такая профессия. Здесь нужно совершенно особое мышление.

   Пмню, когда началась перестройка, нам гороно разрешал все. Например, я могла составлять учебный план такой, какой хочу. А сегодня этого нет. Сегодня только проверяющие и те препоны, которые они нам ставят. Но здоровый консерватизм, который в нас живет, не позволяет школе развалиться. У учителей есть любовь и преданность своей профессии, своему делу, ради которых они и живут.

   Эо же удивительная профессия. От нее никуда не уйти. Поэтому если ты учишь, это останется с тобой на всю жизнь.

   Кгда приступала к своим новым обязанностям, в школе было всего 27 классов (сказалось уменьшение рождаемости). Со временем ситуация изменилась и в прошлом году у нас уже было 43 класса.

   Ркламы школе я никогда не делаю, не хожу и не говорю:

   — Идите к нам, у нас лучше.

   Рдители — вот лучшие пропагандисты школы. От них все идет. Если приходят и просятся из других школ, я, конечно, беру. Поэтому количество классов такое большое. Из-за этого пришлось школу перестраивать. Когда открылась 16-я, сто человек у нас забрали, но половина из них вернулась обратно. И вундеркинд мой вернулся, Алишер Расулов, «звездочка» моя. У нас две такие «звездочки» были, которые через класс «перескочили» – он и Тимофей Адамайтис.

   

   Дети

   Мй первый выпуск (для школы он был уже третьим) состоялся в 1971 году. Мне было тогда 25, разница в возрасте с детьми – всего семь лет.

   Сала директором – прекратила давать уроки, потому что трудно совмещать. Последний свой выпуск довела до восьмого класса и сказала:

   — Дети, я больше не смогу с вами работать. Я не дам вам того, что обязана дать.

   Дти нового века… Они остаются такими же наивными, какими были и мы.

   Павда, практицизма стало больше. Они любознательны. Они знают, чего в жизни хотят. На заре перестройки, помню, мои хулиганы говорили мне:

   — Ну, Галина Федоровна, мы купим ларек на Победе, а вы к нам приходить будете!

   ...Хорошо, что учитель видит результат своего труда. За учебный год устанешь, а на выпускном вечере тебе говорят столько слов благодарности, что опять плечи расправляются, планы появляются, и в отпуске все время думаешь о школе.

   Эа профессия, директорская, она же ненормальная. Видишь летом пустые коридоры – и так плохо в этих коридорах без детей! Не хватает шума детских голосов, к которому ты привык как к самой лучшей музыке на свете.

   Сгодня детей способных очень много. Возьмите хотя бы «Одиссею разума». Когда взамен уехавшей в Германию Людмилы Эдуардовны Вебер тренировать ребят пришла Любовь Ивановна Балдина, она сказала мне:

   -- Галина Федоровна, да у вас можно в каждом классе «Одиссею» открывать.

   Явсегда слежу за успехами своих детей и говорю им:

   -- Читала про тебя. Молодец.

   Дя детей нет большего счастья, чем услышать эти слова.

   Пекрасная традиция у нас прижилась – Праздник Ученика и Учителя, когда успехам детей радуется вся школа. Школа для меня – это не просто работа. Это жизнь. И увлечения связаны с детьми. На все их концерты во Дворец хожу обязательно. Даже когда уезжают в Челябинск на «Одиссею разума», они знают, что я туда обязательно приеду. Куда они, туда и я. Свободного времени почти нет.

   

   Коллектив

   Уменя 64 учителя, средний возраст – около сорока. Проблемы – как у всех. Но в нашей школе они решаются. Всегда говорю учителям:

   -- Да, нам мало платят, нам может быть плохо, но мы сами выбрали такой путь. Поэтому оставим свое настроение за дверью. Нам надо работать – и мы будем работать.

   Хрошо, что сохраняются наши традиции, наши праздники. Недавно вспоминали с учителями, как 17 лет назад начали выезжать педколлективом на природу – в начале и в конце учебного года обязательно. Объехали все базы на Еланчике, не раз отдыхали на Ильменской турбазе, по путевкам выходного дня.

   …Идеальный учитель? Добрый, в первую очередь. Потом – профессионал. Умеет понимать детей. Дети ему верят. Без этого сегодня нельзя.

   

   Родители

   Н родителей мне грех обижаться. Чем могут, всегда помогают. На днях приходили: «Галина Федоровна, чем помочь?» А что они могут, если мне нужно три миллиона? Давно уж пора капитальный ремонт школы делать.

   Унас так повелось: дети выпустились, а родителей я оставляю при школе до появления внуков. Из 1100 родителей сегодня только 20, к которым я обращаюсь за помощью постоянно. Но при этом всегда спрашиваю – можете или не можете.

   

   О системе образования

   Н знаю, что думает наше Министерство образования – о стандартах, которые еще не приняты, об аттестации, которая не разработана… Мы идем впереди паровоза. Не знаю, кому и зачем это надо. Сколько уж лет модернизацию школы делаем, а на самом деле – одна только говорильня. Нет сегодня базы. Смотрите сами: учебники практически развалились. В 1991-м получили бесплатные последний раз. Вон в Финляндии они появились позже, так там два комплекта на каждого ученика – один дома, второй в школе. А что у нас? Все учебники старые, получаем по 30 штук в год, а в школе тысяча учеников. Это разве дело? Стали уже так делать: класс заканчивает учебный год и дарит свои учебники школе.

   …ЕГЭ? Если институты принимают результаты, это хорошо. Никаких дополнительных расходов не надо на репетиторов. Если старался в школе взять все, что дает учитель, то поступишь. Вот Денис Осипов не ходил ни к каким репетиторам, все годы учился на «пять». 80 процентов знаний он брал на уроке, а дальше самостоятельно работал. Когда сдал, у него оказалось 98 баллов по биологии, 99 по химии и по литературе. Его в три института брали.

   Ии была такая девочка, единственная из всех, которая в 9-м классе сдавала ВСЕ предметы. Я спросила:

   -- Зачем? Ты должна сдать только пять экзаменов!

   А она:

   -- Галина Федоровна, это мне самой нужно. Хочу проверить себя.

   Вт это трудоголик!

   Оганизовывали поездку в Германию, уговаривала ее поехать. Но она отказалась:

   -- Мне надо учиться!

   Хтя ее родители – известные в городе люди, она своим трудом заработала поступление в МГУ на факультет генетики. Мечтала только о генетике и ни о чем больше!

   А Софья Булатова? Пришла к нам в 6-й класс, хотела быть врачом и разрабатывать проекты лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Так она поступила сначала в Челябинск (в Москву сразу поступить было невозможно), а позже – в 3-й Московский медицинский институт.

   ...Многие одиннадцатиклашки не знают, куда будут поступать, потому что сегодня – беспредел институтов. Я своим всегда говорю:

   – Дети, бейтесь до конца!

   Вва Кузьменко (он сейчас на третьем курсе пединститута – химия и иностранный язык) рассказывал мне:

   – Когда я сдавал, вспомнил ваши слова и говорю им: «Вы меня про это не спрашивайте. Галина Федоровна сказала, что это неправильно. Вы должны меня спрашивать только по школьному курсу. Вот и спрашивайте по школьному».

   А вообще надо брать пример с Запада. Там как делают? У немцев дети заканчивают 9-й класс, а дальше идет тестирование – куда ему лучше идти, какие у него склонности (технические, гуманитарные). Там не все стремятся высшее образование получить. Среднее специальное тоже ценится. Не важно, кем ты будешь, лишь бы у тебя была хорошо оплачиваемая работа.

   Унас тоже есть тест по профориентации, шестьсот вопросов. Но родители к этому тестированию не прислушиваются. А зря…

   Окрыли в этом году профильный класс – экономический. В следующем будет больше, но какие – это покажет опрос родителей и детей. Что закажут…

   

   Мечты

   Кгда только начинала, мечтала теплицу построить. Но проект оказался неосуществимым – по техническим причинам.

   Ее хотелось бы четвертый этаж к школе пристроить, чтобы столовая была отдельно, как кафе.

   Хчу, чтобы дети учились только в первую смену. А после обеда и отдыха снова возвращались в школу – заниматься в кружках. Сейчас кружки есть, но занятия проводятся вечером. Разве родители отпустят ребенка одного? Освещения у школы нет. Поэтому вечером секции только для старших.

   

   Размышления о должности

   Дректор – профессия творческая, конечно. Не знаю, как в других школах, а у нас на педсовете есть рубрика «Время. Школа. Судьбы», когда учителя рассказывают, почему они стали учителями, как складывались их судьбы. Начинала эту рубрику Валентина Петровна Неучева, ее стаж – 50 лет. А в этом году рассказывала о себе Елена Евгеньевна, наша ученица, которая в школе работает 13 лет...

   Уталость приходит не от общения с детьми. Нет, она идет от хозяйственных вопросов, которые не можешь решить. Вот сегодня в школе отопление не в порядке. Меня это больше всего гнетет. А самое приятное в директорской работе – это дети, конечно. Когда я иду по школе, они меня обнимают, целуют, всегда замечают, что пришла красивая.

   — Дети, — говорю, — да я же старая!

   — Нет, Галина Федоровна, вы молодая!

   …Директорский труд – не учительский. За все 19 лет я была в отпуске всего два года. Больше трех недель не отдыхаю. Даже если в субботу не работаем, все равно проезжаю мимо школы.

   Ге-то читала, что руководителем школы надо проработать только девять лет, потом выдыхаешься. А меня всегда окружали такие хорошие люди – дети, родители, учителя, которые подпитывали меня, давали новые идеи, чтобы я больше думала, читала, узнавала...

   Дведись начать жизнь сначала, я бы все начала с нуля только так. Больше я ничего не умею. Учитель – это диагноз, который мы сами себе ставим.

   

   


Н. КОРЧАГИНА.

   Фто В. СУРОДИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика