последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

16 февраля 2001 г.
№ 16

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ПРОВОДНИКИ ВСЯЧЕСКОЙ МУЗЫКИ – В МАССУ НАРОДНУЮ...

   Сйчас уже вряд ли кто может вспомнить – кому первому пришла в голову мысль создать в Миассе муниципальные оркестры – духовой и русских народных инструментов. В этой связи чаще всего вспоминают Б. Чагина и живущего сейчас в Челябинске бывшего директора Миасского училища культуры и искусства В. Морозова. Но как бы там ни было, идея эта к осени 1990 года уже вовсю витала в воздухе.

   Мжет быть, потому, что в городе было немало музыкантов, чье мастерство достигло высокого профессионального уровня и чей творческий потенциал требовал реализации. Созрела и миасская публика, среди которой немало подлинных ценителей музыки.

   Тгдашнему главе города В. Григориади, с которым поделилась замыслом заведующая отделом культуры Л. Орлова, идея понравилась. А дальше уже все закрутилось... «Духовики» сконцентрировались вокруг В. Калинина, преподавателя отделения медных и духовых инструментов МУКиИ, ныне заслуженного работника культуры, члена международной гильдии тромбонистов. Домристов и балалаечников собрал В. Синько, баянистов – В. Петровская. Основу музыкальных коллективов составили педагоги музыкальных школ и училища. Но пришли сюда и просто любители.

   Првое выступление муниципального оркестра под управлением В. Калинина состоялось в феврале 1991 года во Дворце культуры автозавода при полном аншлаге. Концерт превосходно провела теоретик Наталья Кривогорская, ныне живущая в США. Тогда же в новом статусе дебютировал и оркестр русских народных инструментов. За дирижерским пультом, как всегда, в черном фраке и галстуке-бабочке, стоял сам маэстро Б. Чагин. Это потом, спустя шесть лет, он передаст выпестованное им детище своему коллеге, выпускнику Тюменского музыкального училища и Челябинского института культуры Г. Бурлакову. Кстати, в том концерте участвовал и наш земляк Шаукат Амиров, ныне известный всей стране профессор Екатеринбургской консерватории им. М. Мусоргского, народный артист России.

   Пимеру Миасса затем последовали Магнитогорск, Златоуст, Сатка... Но мы были первыми. Сейчас, вспоминая те времена, в беседе с корреспондентом каждый руководитель назвал не менее 15 фамилий музыкантов, стоявших у истоков.

   Всамом начале 90-х годов, когда правительство пыталось лечить экономику шоковой терапией, по стране прокатилась волна акций протеста. Скандалили, бывало, писатели, актеры, столичные музыканты. Именно тогда Борис Григорьевич Чагин, память о котором миасцы отмечают в эти дни, сказал фразу, которая стала ключевой: «А мы будем бастовать наоборот». И оба коллектива выступали как одержимые – на городских празд-никах, вечерах, презентациях.

   Дя обоих муниципальных оркестров профессиональная планка была изначально высока. На репетициях зачастую царит обстановка, далекая от идиллии. Зато как слаженно звучат инструменты на концерте! Труднее всего, признаются музыканты, играть для коллег, а особенно – для своих учителей: они заметят то, что сойдет у не столь искушенной публики. С оркестрами выступают солисты: Юрий Алымов, Софья и Виктор Хлызовы, Юрий Овчинников, штатные -- Ольга Красноярцева и Галина Хворост...

   Поблем с репертуаром никогда не было ни у того, ни у другого творческого коллектива. В основе – произведения известные и в народе популярные, немало сочинений и аранжировок Бориса Чагина, оставшихся музыкантам в наследство.

   Ниболее сердечно муниципальные оркестры встречают слушатели в старом городе. И в «Прометее» сейчас на их концертах аншлаги. А бывали времена, когда после поездки сюда Борис Григорьевич нередко с горечью записывал в своем журнале-дневнике, что зал почти пуст и публика осталась равнодушной. Сейчас этот журнал продолжает вести Г. Бурлаков, отмечая, как прошел концерт, что было самым примечательным и интересным.

   Вбылые времена мерилом уровня и показателем престижа того или иного творческого коллектива были победы в конкурсах – городских, областных, всероссийских, международных. Однако сейчас многие из них девальвировались. Сделать заявку на участие в них может практически любой ансамбль или оркестр, только деньги плати. И почти наверняка приедет с каким-нибудь призом. Поэтому, не обладая свободными средствами, муниципальные оркестры на конкурсы не спешат. Исключение – региональный конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов памяти Р. Розенфельда, где коллектив Г. Бурлакова выступает уже в течение нескольких лет, чаще всего лидируя. А вообще, обоим коллективам больше по душе фестивали и городские праздники, где не надо участвовать в ярмарке тщеславия, зато можно сполна насладиться музыкой.

   Вадимиру Алексеевичу Калинину запало в душу высказывание известного музыкального критика В. Стасова: «Духовые оркестры – проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?». И слова эти не устарели до сих пор. Казалось бы, включи магнитофон и слушай себе что твоей душе угодно – вон какие в магазинах и на рыночных толкучках завалы кассет и дисков на любой вкус. А люди опять тянутся к живой музыке, которая звучит не после нажатия кнопки, а по взмаху дирижерской палочки, радует сердце, щемит и возвышает душу. Совсем другая аура.

   


О. БЕЛЯКОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика