последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Звездные искатели

Подолжаются поиски небесного тела и его обломков

Пошел месяц после того дня, как над Южным Уралом пронеслось небесное тело. Взорвалось, оставив в небе облако и черный след от упавших фрагментов. Что было на земле – об этом сообщалось и повторялось тысячи раз. А вот что осталось от космического гостя?

Н эти вопросы можно было бы и не искать ответы, предоставив ученым делать свою работу и накапливать знания о строении и свойствах небесных тел, если бы не одно «но». Появились слухи о повышенном радиационном фоне. А еще о том, что из полыньи уже извлечено нечто сверхсекретное. Его, мол, в строгой тайне достали со дна, и даже свидетели падения после этого загадочным образом куда-то исчезли. То ли корабль инопланетян наконец-то дал о себе знать, то ли «заграничные друзья» нашей страны проверяли нашу систему ПВО. Дошло до того, что отдельные жители Миасса стали бояться ездить в Чебаркуль. Мол, не отразится ли это на здоровье? Поэтому события месячной давности и текущая ситуация нуждаются в разъяснении.

В-первых, что это было? На сегодня известно, что это был болид. Так ученые называют крупное небесное тело, падающее на Землю. Болид вошел в атмосферу Земли над Западной Сибирью, летел с северо-востока на юго-запад и взорвался над Еткульским районом. Взрывной волной накрыло Челябинск, Коркино, Еманжелинск, Южноуральск, другие населенные пункты. Осколки метеоритного вещества рассыпались в окрестностях упомянутого Еткуля. А куда долетели они на северо-западе – неизвестно.

Уоминалось о падении небесного тела где-то под Саткой или под Златоустом, возле Кувашей. Однако эти данные пока не подтвердились. А вот то, что крупное небесное тело массой примерно от 100 до 500 килограммов упало в озеро Чебаркуль, это, можно сказать, почти доказанный научный факт. Как рассказал председатель Челябинского регионального отделения Русского географического общества, кандидат географических наук Сергей Захаров, взрыв произошел, предположительно, от соприкосновения со льдом и водой. В результате образовалась округлая полынья диаметром около 8-9 метров. От удара о лед и воду тело метеорита разрушилось на ряд мелких и относительно крупных осколков. Крупные осколки до сих пор не подняты, скорее всего, они ушли глубоко в ил.

Рзговоры о том, что это не Челябинску повезло – скорее, повезло Миассу (метеорит-то к нам летел), если и справедливы, то неэтичны. Достаточно вспомнить массу разбитых стекол в областном центре, более полутора тысяч пострадавших. Конечно, нельзя исключать, что метеорит мог приземлиться на один из многоэтажных домов города в Золотой долине. Но наука не приемлет сослагательных наклонений, а священники советуют ставить по этому поводу свечи в храме. Впрочем, не исключено, что космические обломки лежат и где-нибудь в труднодоступном месте Миасского городского округа.

А пока около майны на льду озера Чебаркуль кипит научная работа. Ученые были здесь уже 16 февраля, но тогда к самой полынье их не пустили. Удалось взять анализы воды и льда. Установили, что радиационный фон – в норме. Анализ геомагнитной обстановки подтвердил вероятность нахождения на дне фрагментов болида. Первым магнитосъемку там сделал Виктор Гроховский – доцент физико-технического института Уральского федерального университета, член Комитета по метеоритам РАН, член Международного метеоритного общества. А буквально на днях на чебаркульском льду побывали чешские ученые из Карлова университета в Праге, которые вместе со своими российскими коллегами из Челябинского филиала русского географического общества изучили характер льда в районе его пролома. Полученные данные позволяют утверждать, что в естественных условиях уральской зимы появление такого льда невозможно, скорее всего, он образован при падении горячего небесного тела.

Пи тщательном обследовании территории возле майны найдены мелкие метеоритные осколки. Они имеют магнитные свойства (благодаря этому и обнаруживались) и частицы металла, хотя первоначально предполагалось, что болид имеет кремнистую структуру. Обломки не фонят, радиационное измерение это подтвердило.

Дугие фрагменты, предположительно, крупные, поднимать со дна озера Чебаркуль ученые пока не торопятся. Во-первых, их надо найти – условия для водолазных работ далеки от идеальных: глубина 10 метров, ил, плохая видимость.

А еще чешские ученые подчеркнули, что мало обнаружить и поднять космические обломки – важно поднять их грамотно. Возможно, внутреннее строение обломков сможет немало рассказать о физическом и химическом составе небесных тел во Вселенной. Конечно, при условии, что болид при прохождении нижних слоев атмосферы несильно разогрелся. Хотя по нашим земным меркам космический пришелец был очень горячим, в момент взрыва – более 2500 градусов. При таких условиях он может пахнуть шлаком и окалиной. Тем удивительнее предложение некоторых предприимчивых людей создать духи на основе запаха метеорита. Хотя, если фантазия космическая, – может, и вправду получится неплохо.

Педседатель Челябинского регионального отделения Русского географического общества С. Захаров: «Экспедиции Уральского федерального университета, Челябинского государственного университета при участии специалистов РАН собрали значительное количество метеоритного вещества, самый большой «кусок» метеорита (на настоящий момент) – 1,8 килограмма. Экспедиция Челябинского отделения РГО и студенты естественно-технологического факультета Челябинского государственного педагогического университета произвели исследование гидрофизических и гидрохимических показателей водной массы и поверхностного слоя донных отложений озера Чебаркуль. По всем исследуемым показателям параметры водной массы не представляют угрозы здоровью населения. Химического воздействия метеорита на донные отложения не обнаружено».

Марк Корюков.